Особенности применения метил-трет-амилового эфира (МТАЭ) в качестве октаноповышающей добавки для автомобильных бензинов
- Подробности
- Категория: Статьи
- Создано 30.05.2019 17:56
- Дата публикации
- Автор: Editor2
Производство современного автомобильного бензина без применения октаноповышающих добавок практически невозможно. В качестве таких добавок наибольшее распространение во всем мире получили кислородсодержащие соединения - оксигенаты. Наиболее востребованной октаноповышающей добавкой в нашей стране является метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Данный оксигенат обладает плохой растворимостью в воде, низкой плотностью и хорошо смешивается с углеводородами. Он не вызывает коррозию металлов и не воздействует на эластомеры. Другой перспективной добавкой, пусть пока и не получившей широкого распространения, является метил-трет-амиловый эфир (МТАЭ). Сохраняя присущие МТБЭ положительные свойства, МТАЭ имеет более низкое значение давления насыщенных паров и большую теплоту сгорания, что оказывает положительное влияние на эксплуатационные характеристики топлива.
В 2012 году в России был осуществлен пуск установки по производству МТАЭ, где в качестве сырья используется изоамиленовая фракция, полученная дегидрированием изопентана. Принципиальным отличием данного производства является высокая концентрация целевого продукта - МТАЭ. Такая добавка, безусловно, является новой для отечественных производителей бензина, а потому ее широкому промышленному распространению во многом препятствует отсутствие комплексных исследований.
Испытания образцов бензинов с вовлечением МТАЭ, показали, что традиционные рецептуры с использованием МТБЭ не подходят для первого, т.к. приводят к значительному увеличению расхода оксигената. Для достижения значения октанового числа по исследовательскому методу не менее 95 требуется снижение содержания риформатов и увеличение доли легких фракций в товарном бензине.
Также было отмечено, что снижение доли риформата в базовой смеси позитивно влияет на эффективность действия оксигената. Тем самым доказывается предположение о негативном влиянии ароматических углеводородов на октановые числа смешения кислородсодержащих октаноповышающих добавок. Таким образом, снижение содержания ароматических углеводородов в товарных бензинах не просто ведет к снижению вредных выбросах в атмосферу, но и позволяет в присутствии оксигенатов увеличить антидетонационную стойкость топлив, усиливая тем самым их экологические свойства.
Бабкин К.Д., Макаров А.Д.
Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России