Font Size

Cpanel

Вечная русская беда

Нефтяные компании готовы выпускать модифированные битумы с высокими эксплуатационными показателями, однако потребители не готовы платить за качество.

В понедельник 19 ноября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась Международная конференция Creon Energy «Битумы 2012». Партнеры мероприятия – компании Quest International Trading и «Коррус-Техникс». Конференция прошла при поддержке Информационного центра «Кортес» и журнала «Автомобильные дороги». Глава Creon Energy Фарес Кильзие сообщил в приветственном слове, что увеличение объемов дорожного строительства приводит к повышению потребности страны в качественных битумах. Сейчас ситуация на рынке битумов непроста, что во многом обусловлено отсутствием интереса ВИНКов к их производству. Производство нефтепродукта для дорожного строительства не несет большой прибыли в силу действующего налогооблажения по системе 60-66 и 60-66-90. Регулятор просит производить больше светлых нефтепродуктов, из-за чего возникает дефицит качественных темных. Ситуация усугубляется присутствием локальных монополий на рынке битумов. Другая актуальная проблема рынка, которая должна быть решена: отсутствие систем учета и мониторинга. Только открытый диалог участников отрасли может способствовать транспарентности рынка и производству качественного продукта в стране.

Директор департамента углеводородного сырья компании Creon Energy Станислав Гатунок представил обзор рынка битумов, подготовленный совместно с информационным центром «Кортес». Россия находится на лидирующих позициях в мире по общей мощности битумных производств, которые составляют чуть менее 10 млн. т. Отечественное производство битумов в 2011 году составило 5,3 млн. т, что почти на 1,4 млн. т больше чем в 2009 году. Расширение производства произошло за счет увеличения выпуска дорожных битумов, в то время как объемы производства битумов других назначений остались на том же уровне. В прошлом году на рынке битумов лидирующие место занимали компании «Газпром нефть» (33%), «ЛУКойл» (21%) и «ТНК-BP» (19%). Среди предприятий наибольшее количество битумов произвел Московский НПЗ – около 1 млн. т. С превышением номинальных мощностей работают «Саратовский НПЗ», «Омский НПЗ» и «ЯНОС». Практически с полной загрузкой функционируют битумные производства предприятий «РНПК» и «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка». Вместе с тем, мощности целого ряда нефтеперерабатывающих заводов загружены менее чем на треть. В этот список попали: «Кинеф», «Орский НПЗ», «АНХК», «Хабаровский НПЗ», «Ачинский НПЗ» и «ЛУКойл-Ухтанефтепереработка». Тем не менее, в период с 2009 по 2011 год все российские продуценты увеличили объем выпуска битумов. Рост внутреннего потребления обусловлен, в первую очередь, расширением объемов дорожного строительства.

Экспортные поставки российского нефтепродукта также постепенно увеличиваются и в прошлом году составили 719 тыс. т, хотя из доля в объеме производства невелика и составляет 12%. Основными импортерами битума российского производства являются страны СНГ – прежде всего Казахстан и Украина. Из стран дальнего зарубежья крупнейшим импортером российского битума остается Финляндия. Последний факт обусловлен тем, что часть продукта из скандинавской страны идет дальше на европейский рынок. Наиболее крупными экспортерами битумов из России являются «Орскнефтеоргсинтез», «Омский НПЗ», «Газпром нефтехим Салават» и «НОВОЙЛ». В прошлом году произошло изменение структуры экспорта. Существенное увеличение экспортных поставок осуществили НПЗ, входящие в структуру компании «ЛУКойл»: «Нижегороднефтеоргсинтез» и «Волгограднефтепереработка». «Омский НПЗ», напротив, сократил объем экспорта в связи с увеличением отгрузок на внутренний рынок. Господин Гатунок обратил внимание на то, что статистика экспорта учитывает в основном железнодорожные поставки. Определенные объемы перевозятся автотранспортом, и на таможне порой происходит декларирование битумов под видом другого нефтепродукта. В итоге, реальные объемы экспорта превышает заявленные. Импорт битумов в Россию остается несущественным.

Докладчик отметил, что ценообразование на рынке зависит от нефтяных котировок и сезонности спроса. Дорожное строительство, как основной сегмент потребления, происходит в основном в теплую половину года.

Необходимость нового технологического обеспечения битумных производств очевидна. Заведующий отделом битумов Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан Юрий Кутьин заявил, что основная масса дорожных битумов сегодня - это продукт прямого окисления сырья, качество которого более пятидесяти лет нормируется одними и теми же ТУ. За это время сырьевая база битумного производства претерпела существенные изменения, и в результате по классической технологии получить дорожные битумы из современного сырья с качеством, отвечающим ГОСТу порой не представляется возможным. При этом новые нормативы на битум, принятые и готовящиеся к принятию, ситуацию не упрощают, а напротив, усложняют. Эксперт отметил, что при установлении новых более высоких нормативных требований на дорожные битумы имеет место ряд недоработок и несоответствий, которые касаются численных значений величин отдельных показателей качества. Достижение этих показателей для производителей битумов становится трудно решаемой задачей. Нормативы, заложенные в СТО «Автодора», смещены в область более высокой пластичности битумов при одинаковой теплостойкости. Однако, если для битумов марки БНДУ 60 нормируемые требования достижимы во всем установленном диапазоне, то для марки БНДУ 85 - нет. Также в стандарт заложена остаточная растяжимость после старения для битума марки БНДУ-85 на уровне не менее 80 см. Такой показатель недостижим для большинства битумов, вырабатываемых из гудронов западносибирской нефти. Еще одна проблема заключается в том, что ни для одной из новых марок битумов требования по температурам размягчения в нормируемых диапазонах пенетраций не могут быть выполнены. Минимальные значения отечественного стандарта являются максимальными даже в стандартах стран с жарким климатом. Господин Кутьин сообщил, что все замечания были переданы разработчикам стандарта, однако их дальнейшая судьба неизвестна из-за отсутствия обратной связи. По мнению эксперта, необходимо тесное сотрудничество нефтеперерабатывающей науки с ведущими дорожными организациями, четкая постановка конкретных задач, совместное участие в отраслевых и региональных программах. При этом, как заявил Юрий Кутьин, нефтепереработка уже сейчас готова обеспечить высококачественной битумной продукцией решение задач, стоящих перед дорожной отраслью, а разработчики технологий готовы предложить решения для выпуска битумов с высокими показателями.

Начальник департамента инженерно-технологического обеспечения компании «ЛУКойл» Сергей Зуев рассказал о состоянии и перспективах производства битумов. За первые девять месяцев 2012 году доля компании на рынке битумов составила 19%. Всего за этот период «ЛУКойл» выпустил 882 тыс. т нефтепродукта. Специалист отметил, что Россия находится на втором месте по мощностям битумных производств, но при этом количество высококачественных битумов ничтожно мало. Передовые технологии по производству модифицированных битумов и асфальтобетонных смесей пока не нашли широкого применения в России. «ЛУКойл» готов производить полимермодифицированный продукт, однако потребители не заинтересованы в его покупке. Несмотря на то, что такой продукт стоит дороже, он обладает лучшими эксплуатационными свойствами, что позволяет снизить расходы на содержание дорог. Однако эксплуатационный период дорожные организации не интересует, и заявок на современный материал у «ЛУКойла» нет. Начальник управления реализации компании «Газпром нефть» Роман Прошин сообщил, что заявки на модифицированные битумы в этом году поступали. Заказчиками выступают федеральные дорожные организации. По оценке эксперта, отечественное битумное потребление растет на 6-8% в год. Будущее дорожного строительства за ПБВ, и компания строит установки по производству полимерно-битумных вяжущих на Омском и Московском НПЗ. Генеральный директор компании «Евробитум» Сергей Вьюжанин отметил, что потребители не хотят брать качественный продукт за счет выбранной политики экономии средств. Дорожников заставляют строить за копейки. Проблема заключается в том, что сегодня тендер может выиграть любая компания, у которой есть компьютер. А крупные компании с высокотехнологичным оборудованием вынуждены работать субподрядчиками. По мнению эксперта, именно процесс проведения тендеров и выбора подрядчиков должен быть пересмотрен. Заместитель директора по снабжению компании «Бетон» Дмитрий Соловьев сообщил, что основной заказчик (Дирекция транспортного строительства Санкт-Петербурга)  не согласовывает высококачественные смеси. Хотя компания может производить соответствующие современным требованиям материалы, их применение, по сути, затруднено. С частными заказчиками такой проблемы не возникает.

По мнению господина Зуева, ввод с 2015 года 100% пошлины  на темные нефтепродукты приведет к высокой конкуренции на рынке нефтебитумов, как экспортзамещающей продукции. Затем, после 2017 года, с учетом реализации нефтяными компаниями программ по строительству конверсионных процессов, возможен дефицит дорожных битумов из-за увеличения выпуска светлых нефтепродуктов. В таком случае производство модифицированных битумов будет необходимым шагом, так как они позволят увеличить срок службы дорожного полотна.

Отечественные нефтяные компании работают над улучшением качества битумов. Эксперт по качеству и внедрению новых продуктов компании «ТНК-Индастриз» Оксана Гавриленко сообщила, что компания уделяет большое внимание качеству продукта. Сейчас ведется модернизация на Саратовском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Кроме того компания ведет работу по производству ПБВ. Менеджер проекта управления бизнеса битумных материалов «Роснефти» Андрей Игнатов сообщил, что компания является новым игроком рынка. В 2012 году был проведен большой объем работ по организации производства качественного продукта. Начальник отдела координации коммерческой деятельности компании «Альянс» Иван Вовкушевский сказал, что работа по улучшению качества производимого битума ведется и на Хабаровском НПЗ. Первый заместитель генерального директора – технический директор «Ангарской нефтехимической компании» Анатолий Елшин заявил, что в 2012 году произошло увеличение производства битумов. Сейчас перед предприятием стоит задача по улучшению свойств битума, в том числе и производство ПБВ. Заместитель начальника цеха компании «Кинеф» Андрей Бруснин заявил, что мощности «Киришинефтеоргсинтеза» составляют 170 тыс. т, и в ближайшее время сокращения производства битумов не планируется. Ведущий технолог департамента развития Марийского НПЗ Александр Клемешев отметил, что завод является молодым предприятием. Сейчас компания ведет переговоры по строительству установок, в том числе и с компанией Pörner. Альберт Тракслер, руководитель мировых продаж Pörner сообщил, что компания проектирует и поставляет оборудование под ключ и видит в России очень большой потенциал.

Начальник коммерческого отделакомпании Caspi Bitum Мустахим Тулеубаев сообщил, что сейчас в Казахстане ведется строительство производства битумов на Актауском заводе пластических масс, который начнет выпускать продукцию во втором квартале 2012 года. Предприятие будет производить до 300 тыс. т окисленного битума. Затем возможно увеличение объемов производства до 406 тыс. т с учетом модифицированного битума. Сейчас компания рассматривает различные схемы реализации продукта и готова к переговорам с трейдерами.

Директор по региональной политике Санкт-Петербургской Международной Товарной-сырьевой Биржи Всеволод Соколов сообщил, что за текущий год на бирже было реализовано более 7 млн. т нефтепродуктов. Торговля битумами началась в апреле этого года, и пока в среднем на рынке реализовывается около 7 тыс. т. продукта в месяц. На данный момент реализуется битум двух компаний («Сургутнефтегаз» и «ЛУКойл»), однако биржа ведет переговоры с другими игроками рынка. Проблем с привлечением производителей на биржу возникнуть не должно, так как  все нефтяные компании активно работают на СПбМТСБ, и докладчик уверен, что биржевая торговля битумами им экономически выгодна, и ее объем будет увеличиваться. Сергей Вьюжанин не согласен с такой точкой зрения. Битум имеет температурный режим, в соответствии с которым он должен быть доставлен в определенный срок. Эксперт отметил существование дефицита на рынке, и нефтяным компаниям может быть невыгодно выходить на биржу в ситуации, когда за одной машиной стоит очередь из тридцати покупателей.

Господин Соколов сообщил, что помимо самой торговли биржа предоставляет рыночные цены на нефтепродукты. Согласно постановлению правительства все внебиржевые сделки должны быть зарегистрированы на бирже. В результате на биржу поступает информация о 98% сделок, совершенных на внутреннем рынке. На базе этой информации рассчитываются индексы, которые публикуются в открытом доступе.

Заведующий отделом асфальтобетонных покрытий РосдорНИИ Андрей Руденский рассказал о применении природных битумов в дорожном строительстве. Общая протяженность дорог с асфальтобетонными покрытиями в стране составляет более 350 тыс. км, при этом в крупных городах практически все дороги обладают асфальтобетонным  покрытием. Особенность климата России приводит к эксплуатации дорог в очень тяжелых условиях. Диапазон перепада температур на поверхности дорожного покрытия порой достигает 100 градусов, а производимые в стране нефтяные битумы на такие условия не рассчитаны. В результате зимой образуются трещины, а летом – колея. В результате стоит актуальная задача максимально расширить интервал пластичности битумов, для чего вводятся различного рода добавки. Сейчас перед отраслью стоит задача выпуска вяжущих третьего поколения, в которых битум является лишь основой, а необходимо дополнительное применение высокомолекулярных и адгезионных добавок. В качестве таких материалов могут быть использованы природные битумы для экономии нефтяного продукта. Докладчик отметил, что в России запасы природных битумов сопоставимы с запасами нефти и измеряются миллионами тонн. К примеру, в Поволжье находится месторождения асфальтитов, имеются запасы жидкого природного битума в Охинском озере на Сахалине. Значительные запасы природного битума находятся в составе битумсодержащих песков и карбонатов.  Росдорнии разработан ряд документов по применению природных битуминозных  материалов в дорожном строительстве.

Руководитель по стратегическому развитию бизнеса компании Хоневелл, Специальные продукты, Владислав Мартынов представил комплексную полимерную добавку Honeywell Titan 7686 для модификации битумов. Она представляет собой окисленный и модифицированный полиэтиленовый воск низкого давления. Добавка уже успешно прошел испытания во многих странах мира и может использоваться как монодобавка, а также как сомодификадор для СБС, если требуется, чтобы битум соотвествовал требованию ГОСТ по эластичности. Добавка обладает целым рядом полезных свойств: отличной растворимостью в битуме при 150° С (экономия энергии), при добавлении ее в битум вязкость почти не увеличивается, поэтому можно использовать обычную мешалку, битум, модифицированный Honeywell Titan 7686, можно хранить до 90 дней, без изменения его свойств, есть также опыт производства битумных концентратов на основе добавки (содержание полимера до 20-25%, без расслоения). Помимо этого, асфальтобетон, модифицированный добавкой, обладает лучшей удобоукладываемостью, легче уплотняется при меньшем количестве проходов техники и при более низких температурах укладки. Одним из основных преимуществ полимерной добавки Honeywell Titan 7686, отмеченных докладчиком, является хорошее влияние ее на прочностные характеристики асфальтобетонов при низких и высоких температурах, а также лучшие свойства по борьбе с коллейностью, чем на обычном битуме и даже на ПБВ. Есть результаты о синергизме Honeywell Titan 7686 с переработанным асфальтом (до 60% в рецептуре) и резиновым модификатором. Все заявленные преимущества, подтверждены результатами испытаний в лабораториях: США, Германии и РФ, а также многочисленными испытаниями на дорогах: США, Германии, Голландии, Мексики, Канады, Китая, Саудовской Аравии и России (Северо-Западный регион, Санкт-Петербург, Вологда, Карелия). Докладчик сообщил, что подробные результаты могут быть предоставлены заинтересованным организациям по их запросу.  Эксперт-консультант компании «Петротех Аналитикал» Евгения Абанина рассказала о лабораторном оборудовании для испытания качества битумов. Компания поставляет полный спектр  необходимого оборудования: автоматические пенетрометры, автоматические и полуавтоматические дуктилометры (определители растяжимости), анализаторы температуры хрупкости по Фраасу, автоматические анализаторы для определения температуры размягчения битумов по методу кольца и шара, полуавтоматические аппараты для определения изменения массы после нагрева и старения битумов под воздействием тепла и воздуха. Также компания поставляет вакуумные капиллярные вискозиметры для определения динамической вязкости битумов, которые не внесены в Госреестр СИ  из-за отсутствия в России  необходимого оборудования  для их поверки. Госпожа Абанина отметила, что многие предприятия  приобретают вискозиметры  с западным сертификатом калибровки. Другого выхода пока нет. Эксперт отметила, что компания готова поставлять оборудование всем игрокам рынка.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA