Экологический вопрос в комплексном развитии мурманского транспортного узла как российской арктической гавани
- Подробности
- Категория: оос: законы. нормы. правила
- Создано 06.04.2015 11:11
- Дата публикации
- Автор: tmp0
Малкина В. Д., РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
На протяжении вот уже нескольких лет не утихают жалобы жителей Мурманска на пылевое загрязнение городских территорий проявляющегося в виде черного налета.
Подробную идентификацию пыли в Мурманске провел Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области (ЦЛАТИ, подразделение Росприроднадзора). В течение 2012 – 2014 гг проводилось системное исследование атмосферного воздуха Мурманской области. В этой работе заслуживает отдельного внимания примененная методика отбора проб и корреляционный анализ.
Основной вклад выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Мурманской области от стационарных источников вносят предприятия следующих отраслей экономики: обрабатывающие производства (65,3 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (19,6 %), добыча полезных ископаемых (8,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (2,2 %), транспорт и связь (1,7 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (0,9 %). Основными источниками выбросов в воздух области являются предприятия цветной металлургии, а территорией, вносящий наиболее весомый вклад в валовые выбросы - Печенгский район (42% от суммарных выбросов Мурманской области).
В самом городе Мурманске, по данным исследования, основными источниками загрязнения являются предприятия теплоэнергетики и автотранспорта.
По данным Мурманского УГМС уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Мурманска оценивается как повышенный. Отмечаются случаи повышения загрязнения атмосферного воздуха оксидами азота, фенолом, формальдегидом, бензапиреном. Повышение концентрации оксидов азота создаются выбросами предприятий и автотранспорта.
Изучая вопрос идентификации техногенной пыли, ЦЛАТИ определяет главные источники пыли: предприятия теплоэнергетической сферы, промышленные предприятия и автотранспорт.
I. Угольная пыль
Отмечено, что количество образующейся пыли напрямую зависят от используемых средств пылеподавления, орошения и прочее.
II. Мазутная зола
Все крупные теплоэнергетические объекты г. Мурманска используют мазут в качестве топлива. При этом дымовые трубы пяти основных котельных имеют существенную высоту, и рассеивание мазутной золы происходит на большие расстояния. Мурманск фактически полностью покрывается зонами воздействия мазутных котельных. Системами пылегазоочистки ни одна котельная не оборудована. И объемы выбросов мазутной золы связаны напрямую с качеством и количеством используемого топлива.
III. Влияние дизельного транспорта
Дизельный транспорт был выбран в связи с тем, что удельное образование сажи и содержание зольного остатка в дизельном топливе на несколько порядков выше, чем в бензине. Сюда же относится влияние железной дороги.
IV. Другие источники
Определенный вклад в общее загрязнение воздуха вносит мусоросжигательный завод и угольные котельные в разных районах города.
Для анализа 2014 года были отобраны пробы с 32 точек с учетом жалоб жителей, розы ветров и охватом различных участков города. В качестве основных показателей, определяющих источник происхождения пыли, рассматривались: зольность, содержание кремния, железа, алюминия и ванадия. В качестве следовых элементов: свинец, медь, никель, кобальт, цинк. Для соответствия работе 2013 года были добавлены титан и марганец.
Для анализа было взято 33 пробы. Сначала пробы озолялись для проведения исследования зольности, потом проводилось полное растворение проб с определением химического состава на пламенно-ионизационном ААС ContrAA 300 и термо-ионизационном МГА-915М. Для учета растворенных форм металлов в талой воде, производился пересчет на твердый остаток. Дополнительно был произведен рентген-флуоресцентный анализ проб угля и мазутной золы.
Различия в составе золы разных источников образования черного налета позволяют идентифицировать преимущественный источник образования пыли для каждой пробы. Значительное отличие концентрации металлов в зольном остатке позволило построить корреляционные зависимости.
На основании данных о зольности большинства проб (80-90%) и повышенном содержания ванадия в большинстве проб, был сделан вывод, что основной вклад в накопление техногенной пыли в масштабах города вносят котельные и дизельный транспорт.
Так, в 2013 г. суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составили 269,8 тыс. т, в процентном отношении они распределились следующим образом (рис. 1): твердых веществ - 23,7%, диоксида серы – 35,6%, оксида углерода - 15,7%, оксидов азота -13,5%, углеводородов (без летучих органических соединений, ЛОС) - 8,4%, ЛОС - 1,8%
Рис. 1. Соотношение выбросов загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
Для аппроксимации полученных данных применялся метод линейной корреляции Пирсона, позволивший определить соответствие места отбора пробы и источника преимущественного загрязнения.
Угольная пыль преимущественно присутствует только в трех пробах, отобранных на территории жилой застройки, непосредственно около порта. Но даже в непосредственной близости с портом химический состав пыли уже сильно отличается от состава источника - образцовой пробы угля, взятой в порту. Мазутная зола преимущественно присутствует в 24 пробах на территории всей городской застройки. Сажа дизельного транспорта присутствует преимущественно в 3-х пробах, взятых в городской застройке и в 6 пробах менее выражено.
Выводы исследования следующие. Химический анализ показал кардинально разный состав исследуемых проб, что может говорить о неоднородности и разных источников происхождения пыли. В целом, анализирует ЦЛАТИ, на город осуществляется комплексное воздействие предприятий и автотранспорта, что приводит к накоплению техногенной пыли.
Ведомство предлагает и пути решения «пылевой проблемы». Для разрешения ситуации с накоплением техногенной пыли, необходимо комплексное решение, но наибольший вклад сыграла бы установка газоочистных сооружений и/или использование малозольных видов топлива. Также необходимо вести жесткий контроль за мероприятиями по пылеподавлению на промышленных предприятиях, в том числе при перевалочных работах в Торговом порту. Решение проблем загрязнения города транспортом связано с еще более сложными решениями: оптимизация транспортных потоков, использование более экологически чистого топлива, ужесточение экологических норм используемых двигателей и проч.
Эксперты и экологи об исследовании ЦЛАТИ
Выводы ЦЛАТИ подтверждают и другие эксперты. Так к.г.н., заведующий лабораторией ФГБУ Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН С.Г. Парамонов полагает, что идентификация пыли проведена аккредитованной лабораторией достоверно, с учетом действующих аналитических методик, а полученные соотношения содержания различных металлов и зольности проб позволяют определить источник техногенной пыли. С.Г.Парамонов отмечает, что основное влияние на накопление техногенной пыли оказывают предприятия, использующие мазут в качестве топлива.
Сертифицированный эксперт в области исследования экологического состояния объектов городской среды, член Палаты судебных экспертов, эколог-аудитор В.Н. Тушонков также поддерживает заключение лаборатории и других специалистов о том, что город полностью попадает в зону оседания сажи от мазутных котельных.
Исследование ЦЛАТИ Росприроднадзора не только делает системный вывод о происхождении тревожащей жителей Мурманска техногенной пыли на основании научного анализа, но и дает рекомендации о том, каким образом решать сложившуюся ситуацию. Дальнейшие шаги должны стать результатом совместной работы руководства области, городских властей, предприятий города и общественности.