Font Size

Cpanel

Суть эксперимента должна быть не только в том, чтобы собрать и вывезти отходы за пределы мегаполиса

grishinaМосковская агломерация является основным образователем отходов производства и потребления в Российской Федерации, исходя из плотности населения на единицу площади в регионе. По данным Счётной палаты, в агломерации генерируется 11 миллионов тонн Твёрдых коммунальных отходов (ТКО). При этом количество мест захоронения, внесённых в Государственный реестр объектов размещения отходов, не превышает 10. При этом политика руководства г. Москвы (образует порядка 5,5 миллионов тонн ТКО в год), в сфере обращения с отходами, заключается в том, чтобы собрать и вывезти отходы за пределы мегаполиса. Последующая судьба вывезенных отходов власти Москвы не интересует.

Ответственность за утилизацию полностью лежит на вывозящих компаниях, которые везут мусор на действующие и уже закрытые полигоны в Московской и соседних областях Центрального Федерального округа. Три действующих завода по термическому уничтожению отходов, которые расположены на территории Москвы (годовая мощность не более 800 тысяч тонн ТКО) и раздельный сбор (не более 200 тысяч тонн), проблемы с захоронением не решают. Эксперимент по вывозу отходов, который действует в Москве с 2012 года, был начат с Юго-Западного округа столицы. В 2013 году эксперимент был признан Правительством Москвы удачным, и его результаты были распространены на 6 округов, а в конце 2014 года – ещё на 4 округа, включая г. Зеленоград. Суть эксперимента известна – Департамент ЖКХ Москвы инициировал заключение долгосрочных (15 лет) контрактов на сбор и вывоз отходов с территории мегаполиса. Проблема контрактов в том, что в них предусмотрено только обновление контейнерного парка и мусоровывозящей техники и определён рост целевых показателей по выделению вторичного сырья. При этом о переработке отходов в контрактах говорится только в части касающейся возможного строительства предприятий по утилизации к концу срока контрактов (к 15-му году). В действительности победители конкурсов, в основном на условиях субподряда, пользуются услугами вывозящих компаний, которые уже много лет работают на территории Москвы и Московской области и вывозят отходы на полигоны и свалки.

Московская область готовится по примеру Москвы разделить территорию региона на кластеры и провести конкурсы на определение компаний, которые в рамках долгосрочных контрактов будут отвечать за сбор и вывоз отходов с территории муниципальных образований области. Правительство Московской области разработало Концепцию обращения с отходами, предусмотрев строительство экотехнопарков, однако на сегодняшний день Концепция не учитывает отходы, которые образуются в Москве. При этом основная масса ТКО Москвы вывозится на полигоны Московской области. Подписанное Соглашение между Правительствами Москвы и Московской области в сфере обращения с отходами не действует, поэтому имеет место разобщённость в действиях властей, отвечающих за утилизацию отходов в Московской агломерации.

Учитывая опыт зарубежных стран, а также отрицательные моменты эксперимента Москвы, Правительству Московской области следует при подготовке конкурсной документации предусмотреть целевые показатели не только по количеству вторичных ресурсов, которые с привязкой к конкретным срокам должны быть выделены в процессе действия эксперимента, но и временные рамки эксплуатации действующих полигонов ТКО с их постепенным закрытием, а также порядок строительства инфраструктуры по переработке отходов на территории Московской области. При этом периоды выполнения конкретных мероприятий не должны превышать 3-х лет, по итогам которых победитель конкурса должен отчитываться о достигнутых показателях или о причинах, которые не позволили добиться установленных целевых показателей. При этом контрактами должны быть предусмотрены санкции за недостижение показателей вплоть до расторжения заключенных долгосрочных договоров. Такой подход позволит вывести процесс становления отрасли по переработке отходов и снижению полигонного захоронения в Московской области на реальную временную основу.

Одним из немаловажных факторов является участие общественности в мониторинге ситуации с отходами в Московской агломерации, а также вовлечение общественных экологических организаций и населения в деятельность по раздельному сбору отходов. Открытость властей в вопросах освещения планируемой и актуальной деятельности по обращению с отходами, а также планомерное выполнение разработанной концепции по управлению отходами, будет содействовать снижению социальной напряжённости, связанной с необходимостью размещения объектов переработки и размещения отходов вблизи городов и населённых пунктов. Такой подход также будет содействовать борьбе с экологическим экстремизмом, который имеет место там, где население не владеет информацией о проводимых мероприятиях в сфере обращения с отходами.

Общественная Палата Московской области совместно с Министерством экологии и природопользования Московской области договорились о создании информационного справочника, брошюр и методического пособия.

На базе сайта ОПМО будет создан информационный ресурс направленный на обеспечение населения Подмосковья объективной систематизированной информацией в сфере экологии и охраны окружающей среды, оперативного реагирования на жалобы, заявления и предложения граждан и в целом, достижения доступности и открытости информации в сфере экологии. В начале 2015года начнёт работу «виртуальная общественная приёмная» - «экстренная экологическая помощь» «Зелёный телефон» - социально-ориентированный общественный проект.

Проблемы отходов - одна из самых актуальных экологических проблем не только Московской области, но и всей России. Эта проблема может быть решена только совместными усилиями и при условии соблюдения природоохранного законодательства и соблюдения экологической безопасности при строительстве современных мусороперерабатывающих комплексов в регионах.

Е.В.Гришина,
член ЦС Российской экологической партии «Зелёные»,
координатор рабочей группы «Экология, природопользование и аграрная политика» Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы ФС РФ,
член Общественной палаты Московской области.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA