Font Size

Cpanel

ЭВР №07, 2018

Содержание «ЭВР» № 7, 2018

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

 

Б. Триль. В чьих руках бензиновый «фитиль»

стр. 1

У граждан нашей страны, казалось бы, уже должен выработаться весенний устойчивый иммунитет на острую нехватку и резкое повышение цен на бензин и дизтопливо. Считай, каждый год в эту пору мы переживаем подобную чехарду. Только на этот раз бензиновый «фитиль» вспыхнул так резонансно, что даже власти трудно разобраться, в чьих он руках, другими словами, кто виноват. И вообще, что нужно сделать, чтобы наконец избавиться в богатейшей нефтью и газом стране от провоцирующих социальную нестабильность дефицита и стремительного взлета цен на нефтепродукты.

 

НЕФТЬ. ГАЗ. ХИМИЯ: OOC

ГОСПОЛИТИКА

Е.В. Анисимова. Рекомендации круглого стола Комитета ГД РФ по энергетике на тему «Проблемы законодательного регулирования деятельности нефтегазового сервиса в России»

стр. 4

Предприятия нефтегазового сервиса занимаются выполнением работ и оказанием услуг по подготовке месторождений и непосредственно по добыче нефти и газа, поэтому состояние и перспективы развития этих предприятий могут серьезно повлиять на устойчивость нефтегазодобывающей отрасли России.

За последние годы российский нефтегазовый сервис претерпел значительные изменения. Ранее большинство вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (далее - ВИНК) вывели сервисные подразделения из своих структур, что способствовало формированию обширного рынка независимых предприятий, выполняющих весь спектр работ по обслуживанию нефтегазовых компаний. В отрасли созданы и активно работают малые и средние сервисные компании, специализирующиеся на отдельных видах услуг, в том числе высокотехнологического характера. В настоящее время значительные объемы заказов на рынке нефтесервисных услуг выполняют иностранные нефтесервисные компании, которые занимают лидирующие позиции по наиболее высокотехнологичным видам работ.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТЭК

И.А. Башмаков. Что происходит с энергоемкостью ВВП России? (окончание следует)

стр. 16

Прошло 10 лет с момента принятия Указа Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», задавшего целевую установку по снижению энергоемкости ВВП. Однако до сих пор надежная официальная статистика по этому показателю не налажена. «Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г.» почти вдвое завышает достигнутое снижение энергоемкости. В 2008-2017 гг. энергоемкость ВВП России снизить не удалось, и технологический разрыв с ведущими странами увеличился. Это «месть» проигнорированного приоритета энергетической политики. Расходы федерального бюджета по направлению повышения энергоэффективности в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в 2013-2016 гг. упали в 50 раз. Создание эффективной системы управления повышением энергоэффективности все еще остается вызовом для России. Для сокращения разрыва в уровнях энергоемкости, повышения конкурентоспособности и снижения нагрузки на окружающую среду в 2016-2050 гг. Россия должна предпринять усилия по снижению энергоемкости ВВП как минимум в два раза. Правительству необходимо разработать и успешно реализовать новую Государственную программу «Энергоэффективная Россия». Но для начала нужно все же научиться считать энергоемкость ВВП и понять, что же с ней происходит.

 

ЭХО СОБЫТИЙ

А.В. Ермаков. Десятая Всероссийская конференция «РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИКИ -2018»

стр. 23

Вниманию участников были представлены 39 докладов. Тематика презентаций охватила широкий круг вопросов развития предприятий электроэнергетики и создания новых мощностей,  модернизации турбин, котлов и горелок, повышению надежности и эффективности работы электростанций, реконструкции инженерных систем, решений для продления сроков эксплуатации различного технологического оборудования, приборов КИП и систем автоматизации, оборудованию для фильтрации и газоочистки, водоподготовки и водоочистки, материалов для защиты от коррозии, актуальных вопросов импортозамещения и внедрения современного вспомогательного оборудования, теплообменников, насосов, арматуры, компенсаторов, средств защиты персонала.

 

ЭКОТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

А.К. Курочкин, А.А. Курочкин. Гидродинамические роторные кавитаторы. Кавитационные процессы и технологии (окончание следует)

стр. 24

Изложены концептуальные подходы к конструированию гидродинамических роторных кавитаторов. Показана высокая интенсивность генерирования кавитации роторными кавитаторами, их универсальность для проведения исследований и наработки продуктов в малообъемных технологиях (косметика, фармацевтика) и их преимущество в процессах многотоннажных химических технологиях. Приведены фотографии 40 конструкций созданных кавитаторов и примеры их эффективного использования в различных технологических процессах. Выданы рекомендации к широкому внедрению кавитаторов и технологий в различные отрасли.

 

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

В.Н. Комлев. Где должны упокоиться радиоактивные отходы России (окончание следует)

стр. 30

Красноярский край и Мурманская область. Центр России и важная часть ее границы. Оба региона имеют принципиально разные, но судьбоносные ядерные объекты. Функционально и технологически ядерные объекты в регионах разные. Но, по-крупному, экологический итог их деятельности одинаков – радиоактивные отходы (РАО), требующие долговременной или вообще вечной изоляции от биосферы. Поэтому полезно стремление общую для регионов проблему заключительной стадии жизни РАО рассмотреть для них совместно. Конечно, целенаправленно учитывая, ко взаимной пользе, разный на сегодня региональный опыт по отдельным составляющим проблемы.

Автором статьи приведен фрагмент дискуссии по проблеме захоронения радиоактивных отходов в России. В частности, высокоактивных и долгоживущих отходов на берегу Енисея и отходов разных категорий на Кольском полуострове.

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

ЗАКОНЫ. НОРМЫ. ПРАВИЛА

В.А. Белов. Право собственности на отходы: правовая категория или фикция

               стр. 36

В настоящей статье подвергается критическому анализу правомерность использования такого понятийного аппарата как «право собственности на отходы», а также предлагается альтернативных подход регулирования значимых для общества отношений, связанных с определением лица, ответственного за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

ГОСПОЛИТИКА

А.В. Шевчук. Технологическое, правовое и организационное обеспечение ликвидации накопленного экологического ущерба на островах архипелага Земля Франца-Иосифа (окончание следует)

               стр. 40

В последние годы Минприроды России приступило к осуществлению конкретных мероприятий по оценке и ликвидации «накопленного экологического ущерба» (НЭУ). По стране было выявлено около двухсот «горячих» точек, требующих конкретных практических действий по реабилитации. Реальным примером обеспечения экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба, в том числе точек, включенных в данный перечень, стал проект Минприроды России по очистке загрязненных территорий островов архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ).

Автор статьи возглавлял экспедиции в 2011, 2012 и 2017 годах, сформированные Советом по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития и РАН по вопросам экологии и природопользования, по очистке островов архипелага Земли Франца-Иосифа от отходов, остатков ГСМ, накопленных в результате хозяйственной и оборонной деятельности.

 

      ООС: ЗАКОНЫ. НОРМЫ. ПРАВИЛА

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

А.А. Самохина. О внесении изменений в некоторые правительственные акты по вопросу совершенствования процедур по предоставлению водных объектов в пользование

стр. 46

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа.

 

ГОСПОЛИТИКА

Н.В. Костылева, Н.Л. Рачёва, А.П. Чащухина. Выполнение органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий из «Плана действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Год экологии

стр. 48

В 2012 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития до 2030 года» (далее Основы). В них указано, что «стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» [1].

Для каждого субъекта Российской Федерации авторами статьи проведен анализ выполнения мероприятий из плана действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Год Экологии.

 

ЭКОМЕНЕДЖМЕНТ

Г.П. Серов, О.А. Притужалова, Л.А. Смоленцева, Н.С. Парусова. Использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения (окончание следует)

стр. 56

В процессе эволюции концептуальных положений устойчивого развития и совершенствования научных подходов к решению глобальных экологических проблем, дальнейшей индустриализации антропогенной деятельности, осуществляемой в экологической сфере, получения опыта разработки и сертификации систем экологического менеджмента (далее – СЭМ), организации дополнительного профессионального обучения разработчиков и внутренних аудиторов СЭМ из числа специалистов предприятий постоянно совершенствуются и юридически закрепляются виды использования природных ресурсов (далее - ИПР), экономико–правовые механизм регулирования природопользования, комплекс мероприятий, выполняемых в целях обеспечения рационального ИПР, что обуславливает необходимость обсуждения ИПР как формы взаимодействия общества и природы и самостоятельной правовой категории.

Статья основана на результатах систематизации и краткого анализа основных положений природоресурсного законодательства и практики организации управления ИПР, что позволяет при проведении дальнейших исследований обоснованно (с правовой точки зрения) аргументировать вывод о становлении ИПР как формы взаимодействия общества и природы и как самостоятельной правовой категории.

Целью статьи является формирование понятийно–методологического аппарата, в соответствующей его части, как основы дальнейших исследований по разработке концептуальных положений и экономико–правового инструментария экологического менеджмента, рассматриваемого в контексте монографий И. Ансоффа как вид стратегического менеджмента, а также предложений по комплексу мероприятий, целью выполнения которых является повышение качества дополнительного профессионального обучения в области экологического менеджмента.

Статья ориентирована на специалистов в области экоменеджмента, на разработчиков и внутренних аудиторов СЭМ предприятия, на аудиторов органов сертификации СЭМ, на работников образовательных учреждений, проводящих дополнительное профессиональное обучение в области экологического менеджмента.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Л. Ячия, С.И. Кузьмин. Обучение стандартам как метод формирования экологических знаний и компетенций

стр. 64

В журнале «ЭВР» периодически публикуются материалы об обучении. Так, в авторской статье Я.И. Грищенко «Профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности» (№ 8, 2017) рассмотрены современное и ретроспективное состояния нормативной базы, методические рекомендации, программы обучения на право обращения с отходами. О профессиональном обучение лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности в «ЭВР» (№№ 1-4, 2018) опубликована статья «Экологический контроль как предмет дополнительного профессионального обучения» (Г.П. Серов, Л.А. Смоленцева, Н.С. Парусова), в которой рассматриваются вопросы подготовки экспертов в области экологического контроля.

Авторы настоящей статьи развивают тему важности специализированных экологических программ профессионального обучения и в этой связи делятся опытом обучения в ООН в области стандартов (проект Европейской Экономической Комиссии ООН; ЕЭК ООН). Несомненно, опыт работы ЕЭК в этой сфере может быть использован в преподавании экологических норм, с другой стороны, ЕЭК заинтересована в имеющихся наработках в области устойчивого развития и их включении в свою учебную программу.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

 

Т.К. Доев. Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность

 стр. 70

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

 

ЭКОВЕСТИ

ОНФ инициировал создание единой системы контроля за объектами, представляющими экологическую и техногенную угрозу

стр. 73

Эксперты Общероссийского народного фронта совместно с федеральными органами власти договорились о создании единой автоматизированной системы контроля за потенциально опасными объектами, в том числе наносящими вред экологии. Среди таких объектов - мусорные полигоны, водоканалы, промышленные предприятия, а также торговые центры. Сегодня на «Интерактивной карте свалок» ОНФ отмечено около 17 тысяч объектов незаконного складирования отходов, либо других нарушений санитарного состояния региона.

 

АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СТАТЕЙ                                                           стр. 74                                                                         

ОБРАЗОВАНИЕ. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ                                         стр. 76

ВЫСТАВКИ. КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ                                                     стр. 79   

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ                                                                                                            стр. 80