Экологический ущерб из прошлого как еще одна беда Байкала нынешняя
- Подробности
- Категория: Колонка редактора
- Создано 03.08.2016 12:40
- Дата публикации
- Автор: Super User
Все чаще и больше распространяется в СМИ тревожная информация о чистейшем, каким мы привыкли считать, «колодце пресной воды Планеты» – озере Байкал. Да и как по-другому можно оценить журналистские сообщения о бесконтрольных сбросах сточных вод, криминальной варварской вырубке лесов в пределах водозаборов и природной территории, строительство чиновниками коттеджей-дворцов в водоохранной зоне, наконец, пугающее обмеление озера, когда впервые за 60 лет уровень воды в нем упал до критической отметки. И конечно же острые переговоры с Монголией, которая планирует построить три гидроэлектростанции недалеко от Байкала, что, по мнению экспертов, может серьезно сказаться на экологическом состоянии озера и всего региона.
В начале июля на «круглом столе» в Общественной палате РФ, организованном Комиссией ОП РФ по экологии и охране окружающей среды, состоялось обсуждение еще одной беды нынешней, хотя родом она из минувшего столетия. Речь идет о ликвидации накопленного экологического ущерба от прежней деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Выступление и презентация доклада председателя комиссии Сергея Чернина во всех деталях обрисовали зловещие перспективы этой проблемы.
За более чем 40 лет производственной деятельности на БЦБК накоплено более 6,2 млн. тонн отходов производства, которые захоронены в 14 картах двух полигонов суммарной площадью 154 га (Солзанский и Бабхинский), находящихся на расстоянии 350-750 метров от берега Байкала. Отходы являют собой шлам-лигнин, золу от его сжигания, золу и шлаки от сжигания угля, которые содержат большое количество множества токсичных загрязняющих веществ, которые попадают в озеро Байкал с подземными и паводковыми водами
На «круглом столе» были озвучены и возникшие проблемы с ликвидацией отходов БЦБК, среди которых названа экономическая неэффективность производства товарной продукции при утилизации отходов. Поскольку в мировой практике отсутствуют сведения о переработке отходов, подобных шлам-лигнину БЦБК, возможно ограничение видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и многое другое.
Участники мероприятия рассмотрели и технологии рекультивации, которые должны обезопасить окружающую среду и экосистему озера от негативного воздействия отходов: загрязнения земель, проливов надшламовой воды, выбросов газовых продуктов разложения отходов в атмосферу, риска ущерба при катастрофических геологических процессах.
Здесь необходимо вспомнить, что на опытном участке полигона БЦБК в 2015-2016 годах была проведена апробация рекультивационных работ с использованием, в частности, технологии омоноличивания с цементным связующим. Согласно проекта это давало возможность в короткие сроки и на долгое время законсервировать в картах многокомпонентные неоднородные отходы и обеспечить согласно разработанной оценки воздействия на окружающую среду нужной степени экологической безопасности.
К сожалению, как сообщила участникам «круглого стола» начальник управления Росприроднадзора Наталья Соколова, указанные в проектной документации показатели не соответствуют результатам проведенных лабораторно-химических исследований. По ее словам, снижения класса опасности омоноличенных отходов не произошло, как указано в проектной документации, и полученные таким образом отходы можно было отнести только к IV классу опасности, что стало препятствием для дальнейшей реализации таких мероприятий, как использование рекультивированных карт-шламонакопителей под индивидуальную жилую, промышленную застройку, создание сельскохозяйственных полей, тепличного агрокомплекса и другое.
За «круглым столом» во время обсуждения проблемы обозначились несовершенства и других технологий по ликвидации прошлого экологического ущерба. В связи с такими обстоятельствами участниками мероприятия было принято предложение еще раз проанализировать и обсудить на заседании научно-технического совета и на совещании с представителями Ростехнадзора предлагаемые технологии для переработки отходов БЦБК. Кроме того, в ближайшие месяцы организовать поездку в Байкальский регион для обсуждения возможных способов решения проблемы ликвидации отходов комбината с местным руководством и специалистами.
Если принять во внимание, что выполненные работы на опытном участке полигона БЦБК по рекультивации уже обошлись казне в сотни миллионов потерянных рублей, хочется надеяться, что принятые решения по итогам «круглого стола» будут способствовать более успешному решению задачи по ликвидации экологического ущерба из прошлого как острейшей беды Байкала нынешней.
P.S.
Когда номер ЭВР уже находился в печати, в пресс-центре «Парламентской газеты» члены ОП РФ обсудили причины экологической катастрофы озера Байкал. По итогам состоявшегося мероприятия в редакцию нашего журнала поступил пост-релиз, подготовленный пресс-службой ОПРФ по материалам «Парламентской газеты» с тревожным заголовком «Байкал скоро перестанет быть самым чистым озером в мире». Мы предлагаем ознакомиться с его содержанием:
«Озеру Байкал грозит экологическая катастрофа: по данным экспертов, за более чем сорокалетний период работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) накоплено свыше 6,2 миллиона тонн отходов производства. От берега озера их отделяет не больше километра, однако проблема их ликвидации до сих пор не решена. Как не допустить попадания накопленной массы отходов в Байкал и выстроить цивилизованную туристическую инфраструктуру - эти вопросы обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты» в ходе слушаний, организованных Общественной палатой РФ.
Ненадлежащий экологический контроль, стихийный туризм и неэффективная работа очистных сооружений на Байкале ведёт к тому, что озеро может потерять статус самого чистого в мире, предупреждает председатель Комиссии по экологии и защите окружающей среды Общественной палаты РФ Сергей Чернин. Среди всех проблем главная - накопленная масса отходов БЦБК. Сам комбинат уже не работает, но вот что делать с оставшимся мусором, до сих пор непонятно. Государственная экологическая экспертиза дала положительное заключение на проект по утилизации этих отходов (по сути, их должны были забетонировать), однако на данном этапе эксперты признают его несостоявшимся.
«Когда мы проводили «круглый стол» в Общественной палате, представители Росприроднадзора заявили, что проект, к сожалению, неэффективен, - рассказал Чернин. - Мы выступаем за то, чтобы технология была доработана, чтобы проект мог быть хотя бы частично реализован, так как на него уже были затрачены существенные средства из бюджета». По словам общественника, накопившийся мусор (это в том числе шлам-лигнин и зола) хранится в так называемых накопительных картах, и в случае землетрясения они будут разрушены. Тогда попадание отходов в озеро неизбежно, говорит Чернин, а это грозит настоящей катастрофой для уникального озера. Пока эксперты отмечают, что власти зашли «в технологический тупик» с утилизацией накопленного мусора от БЦБЗ. И никакого «сказочного» метода, который бы решил эту проблему в одночасье, нет. Нужно совершенствовать уже имеющиеся способы очистки и ликвидации отходов.
«Байкал - это стратегические запасы страны, - говорит член Общественной палаты РФ Елена Сутормина, - поэтому его сохранение является первоочередной задачей государства. В октябре мы проведём «круглый стол» по проблемам озера в Общественной палате, где поговорим о предварительных результатах нашей деятельности».Байкалу, содержащему девяносто процентов запасов всей пресной воды страны, грозит и заболачивание. Виной тому - распространение в прибрежной зоне водоросли спирогира. «Из-за неэффективной работы очистительных сооружений, а также деятельности хозяйствующих субъектов посёлков в озеро сбрасываются миллионы кубометров сточных вод, - рассказала руководитель общественного проекта «Сохранение озера Байкал» Екатерина Удеревская. - Эти воды не очищены от фосфатов, а их накопление как раз и ведёт к разрастанию спирогиры».
Ещё одна проблема кроется в недостатке денег у муниципалитетов, которые должны разработать проектно-сметную документацию на очистные сооружения на озере. «Они не могут найти средства на такую работу, потому необходимо предусмотреть выделение финансирования этой деятельности из федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», - предлагает Екатерина Удеревская. Контролировать хотят и бизнес: все вновь построенные отели и пансионаты должны иметь очистные сооружения, считает зампредседателя движения «Зелёная Россия» Владимир Магиров.
Кроме того, необходимы более жёсткие меры контроля за хозяйственной деятельностью, чтобы инспекторы могли сурово карать за нарушение экологического законодательства. Сейчас на Байкале из 29 сооружений для очистки бытовых стоков посёлков и объектов рекреации работает только два. Законодательно можно обеспечить работу и всех остальных. Есть чем заняться и учёным - у экспертов до сих пор нет модели экосистемы озера. А между тем резко уменьшается число байкальского омуля, гибнут губки, разрастаются водоросли. «Эти вопросы требуют тщательного изучения», - считает замдиректора Института водных проблем РАН Михаил Болгов.
Наконец, эксперты советуют присмотреться к накопленному опыту уничтожения отходов в других российских регионах. Так, к примеру, при содействии профильной Рабочей группы началась ликвидация неорганизованной свалки промышленных отходов «Чёрная дыра» в Нижегородской области. «Такой же координационный совет необходимо собрать и сейчас», - считает зампредседателя Комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии Владислав Жуков. В Общественной палате идею поддерживают: эксперты создадут Рабочую группу и попросят руководителя Администрации Президента России Сергея Иванова взять на контроль ситуацию на озере Байкал. Общественный надзор со счетов не сбрасывают: помимо членов палаты, следить за состоянием водоёма будут и Общероссийский народный фронт, и многочисленные активисты «зелёных». Стимул есть - следующий год в стране объявлен Годом экологии, а в такое время «профильные» проблемы решаются, как правило, более динамично».
Материал подготовлен на основе открытых источников информации
Б. Триль,
член Союза журналистов России