Нашпигованные химикатами китайские помидоры закусим смогом по-пекински
- Подробности
- Категория: Колонка редактора
- Создано 30.04.2016 03:11
- Дата публикации
- Автор: Super User
О переносе на Дальний Восток ряда китайских промпредприятий сегодня уже говорится, как о решенном деле. Только у населения региона и российских экологов есть серьезные опасения, что россиянам вскоре придется закусывать нашпигованные химикатами китайские помидоры еще и смогом по-пекински. И такие суждения не безосновательны, если обратиться к сомнительному по результатам опыту сдачи в аренду российских земель китайским аграриям с благими намерениями наполнить отечественную продовольственную корзину свежими помидорами, огурцами и другими овощами. Потому что в итоге все вышло точно по-черномырдински «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Сегодня не в диковину, что овощи из Поднебесной заполонили российские магазины и рынки. Тонны и тонны помидоров, огурцов, капусты китайские гастербайтеры выращивают на наших сельхозугодьях, используя экспресс-технологии, запрещенные удобрения и ядохимикаты. Поэтому в километровых теплицах помидоры-гиганты созревают в два раза быстрее, чем об этом мы знали испокон веков. А о том, что китайские овощи вызывают серьезные заболевания, очень хорошо известно специалистам.
Земли, арендованные иностранцами, есть во всех регионах России. Сколько китайских аграриев трудится на некогда заброшенных сельскохозяйственных землях, не знают даже в миграционной службе. Под напором китайских гастарбайтеров отступают российские аграрии от Дальнего Востока до Центральной России. А тысячи гектаров земли, той, что сдавали в аренду жителям Поднебесной, сейчас попросту выжжена. На многих участках, по мнению специалистов, еще несколько лет не вырастет даже бурьян. Виной всему использование китайскими фермерами неизвестной «химии» в мешках с иероглифами, от едкого запаха которой режет глаза. Исследования выявили в пробах почвы мышьяк, фтор, никель и бензапирен. И когда стало ясно, что таким способом объемы опасного овощеводства не сократить, к примеру, красноярские краевые власти просто перестали выдавать жителям Китая рабочие визы на все виды сельхозработ.
Мы все помним, что волгоградские помидоры, выращенные в открытом грунте местными крестьянами, всегда были мясистые, сочные и сладкие. Это был настоящий бренд высокого качества хоть в Москве, на Урале или в Сибири. Сейчас же помидоры и огурцы из этого края также можно встретить на рынках и в супермаркетах других городов страны, только выращены они в теплицах, и не потомственными мастерами своего дела, а китайцами. И помидоры эти снаружи красные, а внутри белые, безвкусные и опсные для здоровья.
Большой скандал в минувшем году вызвало решение забайкальских властей сдать в аренду китайской компании на полвека сельскохозяйственные угодья. Правительство региона подписало соглашение с Чжэцзянской инвестиционной компанией Zoje Resources Investment, объем инвестиций которой должен составить около 24 миллиардов рублей. Среди условий договора была передача китайской стороне в аренду на 49 лет сначала 115 тысяч гектаров земли (1150 кв. км), а затем, в случае успешной работы, еще 200 тысяч. После случившегося скандала губернатор Константин Ильковский заявил, что никакие документы еще не подписаны. В Госдуме посчитали инициативу опасной с точки зрения перспективы присоединения Забайкалья к Китаю.
К сожалению, неудачный эксперимент «импортного» земледелия на российской земле не стал уроком для наших правительственных чиновников. Как сообщают СМИ, после принципиальной договоренности о переносе китайских предприятий в Россию, достигнутой во время визита министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушко в Пекин, глава департамента Минвостокразвития Рустам Макаров и директор Департамента развития промышленности Северо-Восточных провинций КНР Государственного комитета по развитию и реформе КНР Чжоу Чзяньпин успешно обсудили предложение Пекина по поводу переноса на территорию российских дальневосточных регионов ряда китайских промышленных предприятий.
Речь идет об экспорте из Китая производственных мощностей в 12 отраслях экономики, расцениваемых Минвостокразвития как приоритетные. Это стройиндустрия, металлургия, энергетика, машиностроение, судостроение, химическая, текстильная, цементная промышленность, телекоммуникации и сельское хозяйство. В ведомстве уверяют, что предприятия будут переведены на Дальний Восток «с учетом обязательного соблюдения установленных в России экологических требований».
О том, как соблюдаются экологические и технологические нормы безопасности на промпредприятиях Китая, можно судить по происходящим там с завидным постоянством техногенным катастрофам. Так, в минувшем ноябре в результате взрыва на химзаводе в городе Цзилинь в реку Сунгари было сброшено около 100 тонн нитробензольных веществ, а в декабре стало известно о загрязнении кадмием реки Бэйцзян на юге Китая. И этот трагический перечень катастроф и многочисленных жертв можно продолжать намного дальше.
В большинстве китайских городов предельно допустимый уровень загрязнения атмосферного воздуха превышен в несколько раз. Дымовой туман, вызванный работой угольных ТЭЦ и предприятий тяжелой промышленности, – давняя и постоянная проблема Китая (http://gnoom63.livejournal.com/11731.html). Особенно она ощутима в районе китайской столицы и прилежащих районах Северного Китая. В 2015 г. пекинский воздух достиг рекордного уровня загрязнения. Весь год интернет пестрил фотографиями затянутого туманом Пекина и его жителей в респираторах (http://drunkguest.com/ekologicheskaya-katastrofa-kitaya-30-foto/).
Загрязнение воздуха, воды и почвы приводит к огромному числу тяжелых заболеваний среди населения. По данным Всемирного банка, от смога в Китае за год умирает 750 тыс. человек. Тысячи людей страдают от некачественной питьевой воды и кислотных дождей. Экологическая ситуация в стране стала настолько опасной, что затронула состояние внутренней политической стабильности КНР. С 2011 г. заметно участились протесты населения, направленные в первую очередь против дальнейшего развития опасных производств. Во многих регионах собираются многотысячные митинги, нередко переходящие в беспорядки, во время которых происходят столкновения с полицией и погромы правительственных зданий. К самым масштабным событиям последних лет можно отнести выступления против сооружения рудоперерабатывающего завода в г. Шифан в провинции Сычуань; против работы химзаводов в городах Далянь, Нинбо и др.
Есть и другие экологические проблемы: неконтролируемый сброс сточных вод и ядовитых отходов в реки и морские прибрежные воды, непродуманная сельскохозяйственная деятельность, ведущая к эрозии почвы и превращению пахотных земель в пустыни, – все это ощущают на себе ближайшие соседи Китая. Естественно, Россия тоже в зоне риска: здесь уместно вспомнить неоднократные выбросы ядовитых веществ с китайских заводов в реку Сунгари, являющуюся притоком Амура. Предприятия, не оборудованные очистными сооружениями, напрямую сбрасывают сточные воды в реку, и эта вода течет на территорию РФ, угрожая катастрофой всему Приамурью. При этом китайская сторона активно замалчивает эти факты, не реагируя на обращения российских властей. В результате этих событий было принято решение о создании в Хабаровске аналитического центра контроля качества воды рек Амур и Уссури и увеличении количества гидрологических постов на самих реках.
В свое время Запад строил промпредприятия в Китае, «экспортируя» туда экологические проблемы. Теперь же Поднебесная в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды хочет вытеснить свои грязные производственные мощности соседям. Как очень точно заметил исследователь Том Миллер из гонконгской консалтинговой компании Gavekal Dragonomics, «Китай сейчас в своем развитии дошел до стадии, когда он сам хочет экспортировать неэкологичное производство, создавая в бедных странах металлургические заводы и другие предприятия».
Вот так, г-ну Миллеру, исследователю из Гонконга, понятно, какие цели преследует великий сосед России, «выдавливая» свое грязное производство в «бедные страны», а г-н Галушко, министр правительства РФ, одной оговоркой «соблюдение установленных в России экологических требований» хочет уладить проблемы не просто экологически грязного для нашей страны проекта, а чудовищно опасного для окружающей среды и здоровья людей.
К сожалению, примеров правильных слов, клятвенных заверений, сказанных российским истеблишментом, вплоть до обещания «лечь на рельсы», если что, предостаточно, но которые на деле оборачивались огромными материальными и людскими потерями, горем для тысяч и тысяч обычных россиян. И, что очень важно, за все это так никто и не понес ответственности.
Материал подготовлен на основе открытых источников информации
Б. Триль,
член Союза журналистов России