Font Size

Cpanel

Последнее интервью

pankov

Вячеслав Владимирович ПАНЬКОВ

(19642012)

    С глубоким прискорбием сообщаем, что 22 июня 2012 года трагически погиб член редакционного совета журнала «Экологический вестник России», кандидат геолого-минераловедческих наук, директор «Гильдии экологов» В.В. Паньков.

Являясь основателем «Гильдии экологов», Вячеслав Владимирович с первых дней ее существования настойчиво и последовательно объединял ведущие российские экологические компании под девизом «Работа каждого отечественного предприятия должна строиться на соблюдении баланса интересов современного индустриального общества и сохранения природы». Именно с таким заголовком и было опубликовано последнее интервью В.В. Панькова в журнале «ЭВР» № 7, 2012, с текстом которого мы предлагаем ознакомиться нашим коллегам и друзьям на сайте www.ecovestnik.ru.

 За 12 лет работы «Гильдия экологов» под руководством В.В. Панькова внесла заметный вклад в развитие законодательного и нормотворческого обеспечения природоохранной деятельности. Ряд предложений, внесенные «Гильдией экологов», позволили сделать процедуры экологического надзора и контроля более прозрачными и эффективными. Ассоциация экологов помогала сотням организаций и граждан в грамотном отстаивании своих прав в природоохранных структурах, распространяла такой опыт среди тысяч пользователей сайта «Гильдии экологов», форума, подписчиков электронных новостей. Осуществляя просветительскую миссию, специалисты Гильдии регулярно выступали в прессе, на радио и телевидении. Члены «Гильдии экологов» вошли в экспертные и общественные советы Московской городской Думы, Росприроднадзора и других организаций, благодаря чему добились, в частности, внесения ряда поправок в нормативно-правовые документы природоохранной деятельности.

Вячеслав Владимирович Паньков был ярким и талантливым человеком, щедрым на доброе участие в жизни и работе каждого, кто к нему обращался за помощью, советом. Он был нашим коллегой и надежным другом, память о нем мы навсегда сохраним в своих сердцах!

 

Коллектив редакции журнала

«Экологический вестник России»

 

   ИНТЕРВЬЮ: Исходить из необходимости соблюдения баланса интересов современного индустриального общества и сохранения природы
В.В. Паньков
   Гильдии экологов, объединяющей работающие в области экологии ведущие компании и организации, исполняется 12 лет. На сегодня Гильдия является крупнейшей экологической ассоциацией подобного типа. По результатам независимого рейтинга ЭКОМ, она входит в число пяти наиболее популярных экологических организаций России. Сохраняя независимость от государственных, политических и иных структур, Гильдия открыта для диалога и сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами для реализации экологических проектов и программ муниципального, федерального и международного уровня.
На вопросы журнала «Экологический вестник России» о повседневной деятельности, решении проблем отвечает директор Гильдии экологов В.В. Паньков.
- Вячеслав Владимирович, Гильдии экологов исполнилось 12 лет. Подводя черту под этим исторически небольшим промежутком времени, что можно сказать о результатах ее деятельности?
- Своими делами российская Гильдия экологов стала известной не только в России, но и за рубежом, координируя взаимодействие участников экологического рынка, осуществляя маркетинговую, информационную, техническую и рекламную поддержку и защиту интересов своих членских организаций. За эти годы Гильдия внесла заметный вклад в объединение (возврат) экологических функций в рамках единого ведомства, ряд предложений, позволяющих сделать процедуры экологического надзора и контроля более прозрачными и эффективными. Мы помогли сотням организаций и граждан в грамотном отстаивании своих прав в природоохранных структурах, распространили этот опыт среди тысяч пользователей нашего сайта, форума, подписчиков электронных новостей. Осуществляя просветительскую миссию, специалисты Гильдии регулярно выступают в прессе, на радио и телевидении, и с высоких трибун все чаще удается услышать наши формулировки. Мы вошли в экспертные и общественные советы Московской городской Думы, Росприроднадзора и других организаций, благодаря чему добились, в частности, внесения ряда поправок в нормативно-правовые документы.
- В чем заключается особенность Гильдии экологов, как общественной организации, ассоциации бизнеса?
- Из самого названия Гильдии следует, что это объединение экологов-предпринимателей, но ударение нужно ставить на слове «экологов». Осуществляя свою деятельность, мы принципиально отстаиваем интересы бизнеса, но при этом мы исходим из строгого соблюдения баланса интересов современного индустриального общества и природы, а значит сохранения окружающей среды. Такая позиция позволяет нам находить общий язык и с "зелеными" организациями, и с чиновниками, и с промышленными компаниями. Одним словом, мы поддерживаем бизнес, конечная цель которого – сохранить природу, сделать ее безопасной для жизни наших граждан.
- По мнению независимых экспертов, российский рынок экологических работ и услуг не соответствует запросам современного социально-экономического развития общества. Какие, на Ваш взгляд, необходимо предпринять действия, чтобы он стал более привлекательным для отечественных и зарубежных компаний?
- Это вопрос о наболевшем, выстраданном, поэтому попытаюсь высказать собственное мнение по основным проблемам:
● экологическую отчетность по времени разумно было бы совместить с годовой бухгалтерской, а также предусмотреть возможность ее сдачи в электронном виде через интернет. На период рассмотрения дел не должно применяться никаких санкций. А вот за просрочку можно брать большие штрафы и вплоть до согласования все платежи брать как сверхнормативные. Если кто-то опасается отрицательного заключения, может подавать документы заранее. Как вариант, можно разрешить сдачу отчетности, аналогично техосмотру автотранспорта, в течение года – у каждого предприятия свой месяц. Это снимет пиковые нагрузки с экспертов природоохранных органов, и позволит более тщательно рассматривать каждый документ;
● регламент рассмотрения природоохранной документации нужно снизить до семи дней, в частности, за счет автоматизации. Для новых административных регламентов (по установлению нормативов, лимитов, выдаче разрешений и т.п.) нужно ввести обязательное согласование с независимыми общественными советами (получение заключения);
● замечания экспертов природоохранных органов должны делаться только один раз, и после их устранения документация должна согласовываться. Необходима апелляционная комиссия (лучше всего – на базе тех же независимых общественных советов). При подтверждении обоснованности замечаний можно брать пошлину или штраф (за счет которых можно было бы, например, выплачивать премии экспертам, сделавшим замечания). А если замечания признаются необоснованными, то штрафовать самих экспертов. Ход рассмотрения дел экспертами и апелляционной комиссией необходимо отражать на общедоступном сайте;
● нужно вернуть возможность очного собеседования с экспертами, возможно – в специальных комнатах, оборудованных, аналогично избирательным участкам, веб-камерами. Кстати, в этих же комнатах можно вести прием документов с выдачей расписки, в которой указывать количество страниц;
● эксперты природоохранных органов обязательно должны повышать квалификацию и ежегодно проходить переаттестацию, особенно по всем изменениям нормативно-правовой базы. В принципе, необходимы самые жесткие требования к экспертам, ответственность вплоть до уголовной. При этом можно увеличивать зарплату и вводить премиальную систему (за счет экологических платежей). Кстати, ответственность должна быть предусмотрена и для экспертов общественных советов наряду с системой их отбора, ротацией, регламентом голосования;
● обязательное биотестирование и определение компонентного состава отходов нужно отменить. Если отхода нет в ФККО, то можно, например, устанавливать класс по аналогии или предлагать добровольное тестирование, бесплатное при выполнении в государственной лаборатории – за счет экологических штрафов и платежей. За счет этих же средств можно дотировать ФБУ, чтобы сделать стоимость их работы дешевле рыночной или вообще бесплатной по всем темам, «подведомственным» Росприроднадзору;
● штрафы разумнее брать не по факту нарушения какой-либо статьи закона, а по факту превышения ПДК;
● необходимо вернуть закон об экологической экспертизе, т.к., в редакции 90-х годов это был, пожалуй, лучший из всех наших экологических законов. Его недостатком являлся открытый список объектов экспертизы, из-за чего со временем туда вместе с промышленными предприятиями стали попадать тысячи «детских садиков» и «киосков». В итоге объем экспертизы стал неподъемным. Поэтому, нужно этот закон вернуть и, учтя негативный опыт, разработать новый законодательный акт, регламентирующий механизмы учета общественного мнения, которое давно превратилось в пустую формальность. Так, по его действующим положениям, даже если все жители против строительства, не удается не только запретить его, но и даже скорректировать проект. А в итоге, получается очередной «Химкинский лес».
- Насколько эффективно, на Ваш взгляд, складывается взаимодействие Гильдии экологов с госструктурами, и какую практическую пользу оно приносит членам Гильдии?
- Непростой вопрос. Учитывая сегодняшние реалии, эффективность такого взаимодействия в значительной степени зависит от субъективных качеств конкретных чиновников, с которыми Гильдии экологов приходится обсуждать, решать те или иные вопросы. Поэтому, если встретился человек образованный, искренне желающий внести свой вклад в сохранение окружающей среды, то в этом случае есть надежда на конструктивное решение проблем и на положительный результат. Известно, что чиновник – это представитель государства, от которого мы ждем конкретного участия, в первую очередь, в формировании цивилизованного рынка, а значит повышении качества экологических услуг и продукции.
Мы убеждены, что преимущество на рынке должны иметь те предприятия, которые обеспечивают лучшее качество, а не минимальную цену. Таким образом, настаивая на повышении требований к качеству работ и услуг, мы тем самым защищаем интересы своих членских компаний. К слову сказать, благодаря участию Гильдии в различных экспертных советах, ее члены могут напрямую вносить предложения по законодательству и работе органов власти, обсуждать сложные вопросы, участвовать в экспертизах, получать оперативную информацию.
- Несовершенство законодательной и нормативной базы стоит на первом месте среди факторов, препятствующих эффективной работе российских предприятий. Какие действия предпринимает Гильдия экологов, добиваясь устранения в существующей законодательной и нормативной базе недостатков?
- Мы считаем, что нынешнее природоохранное законодательство не соответствует запросам времени. Необходимо переходить от «латания дыр» и выпуска бесконечного множества подзаконных актов, обеспечивающих лишь внебюджетные поступления, к формированию принципиально новой концепции, действительно направленной на сохранение природы. Только на ее основе можно создать понятную, логичную и действенную систему законов и нормативов. Нормотворцы уже начали осознавать необходимость радикальных перемен, но пока нам так и не удается по-настоящему начать реформу природоохранного законодательства. В связи с этим, Гильдия экологов активно участвует в работе экспертных советов, пытаясь не допустить новых явно ошибочных поправок и тем самым не допустить ухудшения ситуации.
- Как правило, мелкий и средний бизнес при реализации проектов испытывает сегодня финансовый «голод». Какие меры необходимо принять, чтобы значительно улучшить инвестиционный климат?
- Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что для инвестора, прежде всего, необходима прозрачность деятельности предприятия, прогнозирование его развития. В связи с этим, необходима разработка закона, в котором бы отражались приемлемые экологические нормы и регулировались отношения между предприятием и государством. Также необходима поддержка со стороны государства в виде разработки и внедрения программ государственного финансирования, включая систему ГЧП. Чтобы создать наиболее привлекательный и комфортный климат для привлечения иностранных инвесторов, необходимо предоставление налоговых льгот.
Как показывает практика, лучшему переходу к рыночным отношениям способствуют процессы саморегулирования. В этих условиях государство должно обеспечивать равные условия для всех компаний, остальное сделает нормальная конкуренция. К сожалению, у нас пока в тендерах побеждают не те, кто делает качественнее продукцию, а те, кто предлагает дешевле или имеет связи. Необходимо изменить законодательство по тендерам, чтобы решающими факторами были обоснованность сметы и качество работы, исключающими возможность коррупции. Так, необходимо запретить снижение стартовой цены лота более чем на 30, а лучше – на 15%. Ведь стартовая цена рассчитывается на основании реальных затрат, по нормативам, и снижают ее, как правило, за счет снижения качества или объема работ.
В плане же инвестирования крупных проектов, например, в сфере переработки отходов, необходимо создать систему государственного стимулирования.
- Какую роль должна занимать, на Ваш взгляд, Гильдия экологов в проводимой сегодня модернизации отраслей отечественной экономики, направленной на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду?
- Известно, что сегодня технологическое оборудование на большинстве предприятий, доставшихся в наследство российской экономике, с каждым годом все больше и больше устаревает, приходит в негодность. Гильдия экологов признает значимость и необходимость модернизации, как принято говорить, флагманов российской экономики, которые в перспективе станут основой технологического развития  предприятий и организаций различных отраслей. Вместе с тем мы принципиально отстаиваем интересы средних и небольших предприятий, в своей основе являющихся членскими компаниями Гильдии. К этому нас подвигает опыт развитых стран, где, как известно, такое предпринимательство наиболее результативно реализует механизм внедрения перспективных технологий, делает его гибким и экономичным. Именно на таких предприятиях работает значительная часть населения Евросоюза, и они обеспечивают значительную часть создаваемого валового внутреннего продукта.
Многие членские компании Гильдии экологов успешно работают на рынке более 20 лет, их суммарный штат насчитывает более 3500 специалистов, включая признанных экспертов мирового уровня. Накопленный членами Гильдии огромный практический опыт, разработанные ими подходы и технологии все чаще оказываются востребованными. Надеюсь, эта позитивная тенденция будет продолжаться.
- Членами Гильдии экологов являются, в том числе, предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами. С какими вопросами они больше всего обращаются в Гильдию экологов, и какую помощь при этом Вы им оказываете?
- Сфера обращения с отходами на сегодня является одной из самых проблемных в природоохранной деятельности. При наличии бюрократизма, излишнего административного регулирования и других препон для предпринимательства, нынешние реалии таковы, что без указа сверху, ненужного контроля мало что делается в этой сфере. Отсутствие внятной политики государства в области обращения с отходами, необходимого современного законодательства, четких норм, правил поведения на рынке только усугубляют эту проблему, криминализируют ее. Дело доходит до абсурда: даже представителям контролирующих и надзирающих органов бывает непросто попасть на территорию свалки, полигона.
При отсутствии отраслевого признака деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления практически очень сложно внедрить новые технологии. Важной проблемой в этой области является также низкий уровень профессиональной подготовки кадров. Соответственно, Гильдия экологов и строит свою деятельность в этой области. Мы настоятельно добиваемся юридической ответственности за недобросовестную переработку и утилизацию отходов, чтобы предприятия были заинтересованы в качественном исполнении своих обязанностей. Участвуем в организации круглых столов, конференций, семинаров, выставок по конкретным проблемам. Занимаемся привлечением заказчиков, направлением рекомендательных писем, подбором партнеров, поиском нужной информации, представляем интересы членских компаний Гильдии экологов в различных инстанциях, вносим поправки в законодательство – вот далеко не полный перечень наших повседневных забот.
- И последнее, на каких принципах производится прием предприятий и организаций в Гильдию экологов?
- В Гильдию экологов принимаются компании, прошедшие тщательный отбор и имеющие признанные заслуги и достижения в своей области. Однако, мы чужды формализму. Примерно половине заявителей мы вынуждены отказывать. Учитываются деловые, профессиональные и моральные аспекты. Важно иметь не только признанные достижения, но и положительную репутацию. И, разумеется, необходимо согласие с уставом и желание использовать возможности членства. Членство в Гильдии экологов – это не банковский вклад, приносящий доход сам по себе, это, скорее, набор инструментов, приносящий пользу, если им пользуются.
- Вячеслав Владимирович, спасибо за столь исчерпывающие ответы на вопросы журнала «ЭВР», желаем Гильдии экологов дальнейших успехов в многогранной деятельности на благо сохранения окружающей среды и здоровья наших граждан.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA