Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (03, 2020)

pochtarevaj

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Допустимо ли складирование отходов производства и потребления в виде упаковочных материалов, полиэтилена, строительных материалов, отходы шин (покрышки) на почвенном покрове?

Ответ: Следует отметить, что вышеуказанные отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву, а также размещение их в таких местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 утверждены Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, а также единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утверждены постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП.

Согласно п.п. 3.7 Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках» размещение мест временного хранения отходов производства и потребления на территории природопользователей и их площадь определяются рабочим проектом строительства (реконструкции) данного объекта, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с установленным лимитом (объемом) разрешения временного хранения отходов.

В силу п.п. 3.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» для целей временного хранения отходов производства и потребления могут использоваться открытые площадки временного хранения отходов.

Открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления должна:

● располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

● иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.);

● по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

При временном хранении отходов производства и потребления на открытой площадке без тары или в негерметичной таре поверхность отходов должна быть защищена от взаимодействия с дождевыми водами (при необходимости от ветра). Для этого площадку необходимо защитить навесом или использовать брезентовые или другие укрытия.

Таким разом, размещение и хранение отходов производства и потребления на почвенном покрове в отсутствие специализированной открытой площадки временного хранения отходов, приспособления, защищающего от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.) не допускается.

В случае нарушения вышеуказанных норм юридическое и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос: Скоро Масленица и в некоторых парках на территории столицы будет организовано сжигание символа уходящей зимы чучела Масленицы. Насколько законно проведение подобных мероприятий на территории парков с точки зрения соблюдения требований пожарной безопасности?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами и уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 вышеуказанного Федерального закона на руководителей организаций возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а также обучению своих работников мерам пожарной безопасности; включение в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; а также содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, незамедлительного информирование пожарной охраны о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; необходимости содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечение создания и содержания подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.04.2016 № 186-ПП «Об утверждении Правил пожарной безопасности на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве и о признании утратившим силу правовых актов города Москвы», на территории природных и озелененных территориях запрещается замусоривание, захламление зеленых насаждений бытовыми отходами и отбросами, свалка мусора и строительных остатков; выжигание травы, в том числе, бросание горящих спичек, окурков и горячей золы из курительных трубок, а также разведение костров в любое время года; проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, оборудованных информационными щитами и противопожарным инвентарем.

При этом, под специально обустроенной площадкой понимается площадка, свободная от зеленых насаждений, травяного покрова в радиусе не менее 2 метров, оборудованная информационным щитом, противопожарным инвентарем (лопата, ведро, емкость с песком), емкостью для сбора мусора и отдельно оборудованной емкостью для сбора углей; иные действия, противоречащие установленному режиму использования и (или) охраны указанных территорий, которые могут привести к возникновению пожароопасных ситуаций.

Юридические и физические лица, в ведении которых находятся территории, занятые зелеными насаждениями обязаны своевременно осуществлять уборку сухой растительности, легковоспламеняющегося мусора и других легковоспламеняющихся материалов на указанных территориях.

Лица, ответственные за организацию массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий на природных и озелененных территориях обязаны непосредственно перед проведением указанных мероприятий в пожароопасный сезон провести инструктаж их участников о соблюдении требований пожарной безопасности, а также о способах предупреждения пожаров.

При выявлении возгораний и пожароопасных ситуаций юридические и физические лица обязаны принимать необходимые меры к своевременному информированию об этом подразделения пожарной охраны.

Поскольку на территориях парков имеются зеленые насаждения, то несоблюдение указанных требований может повлечь нарушение требований противопожарного и природоохранного законодательства.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Прокуратура добивается освобождения самовольно занятого земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке добивается освобождения самовольно занятого земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Битцевский лес» и объекта культурного значения федерального значения «Усадьба «Узкое» XVII-XIX вв.

Проведенной проверкой установлено, что организацией на земельном участке в границах парка и в акватории пруда в Усадьбе «Узкое» размещено некапитальное строение с деревянным причальным сооружением на металлических сваях. Общая площадь незаконно занимаемой части береговой полосы руслового пруда в границах природно-исторического парка и акватории составляет 240 кв.м.

При этом правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок у организации отсутствуют, договор водопользования или решение о предоставлении занимаемой части акватории 2-го пруда в Усадьбе «Узкое» также не оформлялись.

Природоохранной прокуратурой в отношении должностного и юридического лица организации возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка), ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий), ч. 1 ст. 7.13 (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафов на общую сумму 400 тыс. рублей.

Кроме того, межрайонный природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление об обязании освободить самовольно занимаемую часть территории земельного участка и часть акватории 2-го пруда в Усадьбе «Узкое» от объекта некапитального строительства с причальным сооружением, с последующим приведением указанной самовольно занятой территории в пригодное для использования состояние.

Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

После вступления решения суда в законную силу прокуратура проконтролирует его исполнение.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

первый заместитель межрайонного природоохранного прокурора

г. Москвы, старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA