Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (9, 2019)

pochtarevaj

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Возможна ли переуступка права пользования водным объектом по договору водопользования в целях размещения и эксплуатации лодочной станции?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами юридическими лицами установлен Водным кодексом РФ.

Частью 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектам приобретается, в том числе, в целях использования акватории водных объектов.

В силу ч 1, 2, 4 ст. 19 Водного кодекса РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.

Таким образом, переуступка права пользования возможна при соблюдении определенной процедуры.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольная уступка права пользования водным объектом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Вопрос: Контролирующим органом, осуществляющим государственный экологический надзор, была оштрафована наша организация, проводившая на территории г. Москвы земляные и строительные работы с использованием крупногабаритной строительной техники и оборудования, по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за хранение отходов образующихся в результате производства работ на почвенном покрове, за размещение в непосредственной близости к зеленым насаждениям древесных отходов, песка, строительного щебня и гравия, а также за отсутствие контейнеров или специально отведенного места для размещения отходов. Правомерны действия контролирующего органа по привлечению нашей организации к административной ответственности?

Ответ: В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву, а также размещение их в таких местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 утверждены гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее – Гигиенические требования), а также единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями г. Москвы на занимаемых земельных участках, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП.

Согласно п.п. 3.2, 3.7 Гигиенических требований, а именно при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

● временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

● поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

● поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

● по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

● поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с п. 2 Единых экологических требований складирование отходов производства и потребления – деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях, на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.

Временное хранение отходов производства и потребления – деятельность, связанная с упорядоченным содержанием отходов в объектах размещения отходов в течение определенного интервала времени в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования отходов.

В силу п.п. 3.4, 4.6, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.6 вышеуказанных Единых экологических требований для целей временного хранения отходов производства и потребления могут использоваться открытые площадки временного хранения отходов. Открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления должна:

● располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

● быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц;

● иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.);

● спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка.

В целях исключения попадания поверхностного стока с площадки временного хранения отходов производства и потребления в сток. Для очистки указанного поверхностного стока предусматриваются или используются имеющиеся специальные очистные сооружения или обеспечивается оборудование площадки (крыша, навес), исключающее сток. Запрещен сброс неочищенного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации.

При временном хранении отходов производства и потребления на открытой площадке без тары или в негерметичной таре поверхность отходов должна быть защищена от взаимодействия с дождевыми водами (при необходимости от ветра). Для этого площадку необходимо защитить навесом или использовать брезентовые или другие укрытия. Временное хранение отходов производства и потребления в пределах открытой площадки может осуществляться при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и гигиенических нормативов.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Таким образом, действия контролирующего органа правомерны.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке добивается прекращения использования земельного участка не по целевому назначению

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «МЖС Групп».

В ходе проверки установлено, что Департаментом городского имущества г. Москвы в 2011 году компании предоставлен в аренду земельный участок площадью 5 тыс.кв.м. в поселении Сосенское. Вид разрешенного использования предоставленного участка – размещение стоянки автотранспорта.

Вместе с тем, в нарушение вида разрешенного использования земельного участка ООО «МЖС Групп» на его территории организована деятельность по сбору и накоплению различных отходов.

С учетом использования ООО «МЖС Групп» земельного участка не по целевому назначению межрайонный природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление о прекращении незаконной деятельности общества по сбору и накоплению отходов, освобождении участка от навалов мусора и расторжении договора аренды, заключенного в отношении данного участка.

Решением Щербинского районного суда г. Москвы исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

После вступления решения суда в законную силу, его исполнение будет проконтролировано.

Межрайонная природоохранная прокуратура приняла меры в связи с нарушением экологических требований к уровню шума на особо охраняемой природной территории

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного законодательства на особо охраняемой природной территории «Ландшафтный заказник «Теплый Стан».

Установлено, что автономная некоммерческая организация на основании договора аренды осуществляется эксплуатация многофункционального спортивного комплекса по адресному ориентиру ул. Островитянова, на территории ландшафтного заказника.

Проверкой выявлен факт превышения предельно допустимого уровня шума в результате работы холодильной установки крытого ледового катка многофункционального спортивного комплекса.

Вместе с тем, соблюдение экологических требований к уровню шума на особо охраняемых природных территориях города Москвы является обязательным. Превышение одного из показателей по эквивалентному или максимальному уровням звука рассматривается как несоответствие экологическим требованиям.

Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении юридического лица автономной некоммерческой организации и ее генерального директора дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 4.45 (нарушение экологических требований к уровню шума на особо охраняемых природных территориях) Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения постановлений виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 180 тысяч рублей.

Устранение нарушений контролируется.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

первый заместитель

межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы,

старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA