Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (6, 2017)

pochtarevajПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Исполняя свои трудовые обязательства как прораб строительной организации, я нарушил границы парка, в связи с чем в отношении меня, после проведенной проверки органами внутренних дел. было возбуждено уголовное дело по факту совершения мною рубки насаждений и нарушения режима особо охраняемой природной территории (по ст. 260 и ст. 262 УК РФ). Могут ли по результатам рассмотрения уголовного дела в суде взыскать с меня какие-либо денежные компенсации по причиненному мною ущербу?

Ответ: Согласно законодательству предприятия, учреждения, органи¬зации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничто¬жением, повреждением, нерациональным использованием при¬родных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обяза¬ны возместить его в полном объеме.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной сре¬де в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке так¬сами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутст¬вии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей при¬родной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу¬щенной выгоды.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевшему обеспечивается возмещение вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.

В этой связи статьей 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право лица предъявить в рамках уголовного дела требование о возмещении причиненного ему имущественного вреда при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Гражданский иск в уголовном процессе предъявляется к лицу, совершившему преступление. Такой иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.

Вместе с тем следует отметить, что рассматриваться такое исковое заявление будет только после направления уголовного дела в суд. Поэтому в целях ускорения процедуры рассмотрения гражданского иска о возмещении причиненного преступлением ущерба потерпевший вправе обратиться за защитой нарушенных имущественных прав в порядке гражданского судопроизводства.

Вышеизложенное подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2014 № 589-О, согласно которой, само по себе возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего, выступающего в рамках уголовного дела в качестве гражданского истца, не препятствует возможности защиты потерпевшим своих имущественных прав в порядке гражданского судопроизводства путем подачи иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Потерпевший, предъявляя гражданский иск в уголовном процессе на стадии предварительного следствия, должен предвидеть юридические последствия своих действий, в том числе возможность, а в отдельных случаях – и необходимость защиты своих прав в порядке гражданского судопроизводства.

Вопрос: Мне предстоит пройти процедуру ликвидации моего предприятия, слышал, что сегодня существует норма закона, которая освобождает предприятие от административной ответственности. Действительно ли данная норма закона введена в настоящее время?

Ответ: Федеральным законом от 17.04.2017 № 68-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вступили в законную силу 28 апреля 2017 года.

В соответствии со статьей 24.5 статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при внесении в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Хотелось бы отметить, что ранее уполномоченные органы в указанных обстоятельствах не могли прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания и были вынуждены администрировать безнадежную к взысканию задолженность до истечения срока давности исполнения указанного постановления.

Кроме того, изменен перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания, определенный статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральным законом данный перечень дополнен двумя пунктами: внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) и внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из ЕГРЮЛ.

Вопрос: Насколько знаю, ранее в члены общественной экологической организации не могли быть включены государственные и муниципальные служащие. Правда ли, что настоящее время законодательство изменилось и такое включение стало вполне возможным?

Ответ: Да, действительно 15 апреля 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ в ряд законодательных актов, в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции.

Так, на высшее должностное лицо региона (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) возложена обязанность по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы. В случае выявления в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством Российской Федерации, то высшее должностное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, совершившего коррупционное правонарушение, или применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Также внесены изменения в запрет на участие лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих в управлении некоммерческими организациями.

В частности, указанным лицам, государственным и муниципальным служащим разрешается быть членами общественных организаций, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости.

Также государственным и муниципальным служащим разрешается участие на безвозмездной основе в управлении названными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа либо муниципальным правовым актом.

Хотелось бы отметить, что теперь сотрудникам ОВД и военнослужащим предоставлено право участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными объединениями, деятельность которых направлена на развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

Обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера распространяется на граждан, поступающих в вузы, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Вопрос: Был осужден судом за совершение экологического преступления, при этом мне было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 10 месяцев с удержанием из заработной платы 10% в доход государства. При этом я продолжал работать, в уголовно-исполнительную инспекцию я не обращался и для постановки на учет не регистрировался. Скажите. могут ли мне компетентные органы при таких обстоятельствах изменить наказание на более строгое?

Ответ: К исправительным работам может быть приговорен гражданин, имеющий место работы, или безработный. Порядок учета осужденных и правила отбывания исправительных работ регулируются главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Вам, как осужденному необходимо было встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства, где после оформления всех необходимых документов по месту Вашей работы было бы направлено решение суда об удержании установленного процента от зарплаты в счет государства. При этом как только администрация предприятия получает решение суда, начинается отсчет срока отбывания наказания.

В случае, если у осужденного не имелось работы, ее подбирают в инспекции. Причем осужденный не может отказаться от выбранного места и обязан выйти на работу. Но, судя, по Вашему вопросу (если у Вас имелась работа), к Вам данное утверждение не относится.

Исправительные работы могут назначить на срок от 2 месяцев до 2 лет. Для осужденного важно ежемесячно отработать все рабочие дни в месяце. Если были пропуски, они должны быть обоснованы, например, осужденный находился на больничном, но эти дни в срок исполнительных работ не засчитываются.

Прогулы, а также другие нарушения (невыход на работу в течение 5 дней после того, как в инспекции будет выбрано место работы, пропуск визитов в инспекцию, прогул, появление на работе в нетрезвом виде или под действием наркотиков) могут действительно привести к пересмотру судебными органами вида наказания.

Так, после такого нарушения приговоренному к исправительным работам выносят предупреждение, а в случае повторного нарушения порядка отбывания наказания осужденными, которые уже имеют письменное предупреждение, считается злостным уклонением. Суд может пересмотреть свой выбор наказания по отношению к злостным уклонистам и заменить его более строгим. В данном случае могут быть использованы принудительные работы или лишение свободы.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Вместе с сотрудниками межрайонной природоохранной прокуратуры воспитанники школы-интерната № 17 г. Москвы побывали на экскурсии в парке «Серебряный бор»

Межрайонная природоохранная прокуратура, по просьбе руководителей государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы «Школа-интернат» № 17 организовала и провела экскурсию для воспитанников 2 классов по территории памятника природы «Серебряный бор».

В ходе экскурсии сотрудники природного парка провели школьников по экологической тропе озера «Бездонное», где рассказали и наглядно показали, что данный природный объект находится на искусственном острове, образованном каналом.

Для ребят был подготовлен сюрприз от руководства природного объекта, им было предоставлено право посадить дерево на территории памятника природы. В качестве саженца символично была выбрана сосна, являющаяся еще с XVII века одним из преобладающих видов насаждений «Серебряного бора», которые, по-мнению многих историков, своим цветом и оттенком делают этот природный парк действительно серебряным.

По окончании мероприятия работники парка и прокуратуры поблагодарили ребят за проявленный интерес к вопросам экологии, а также отметили их познания в этой области.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

заместитель межрайонного природоохранного прокурора

г. Москвы, старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA