Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г.Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (12, 2015)

sitnikovvaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Как представитель малого бизнеса хочу задать вопрос: возможна ли заготовка древесины на землях лесного фонда и при каких условиях?

Ответ: Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на совершенствование регулирования лесных отношений, которые вступили в законную силу 1 октября 2015 года.

При этом в новой редакции дано определение понятия «лесной участок». Так, лесным участком признается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

Также было уточнено понятие «рубка лесных насаждений», в которое, помимо процессов валки (спиливания, срубания, срезания), добавлены и иные технологически связанные с ними процессы, включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу. Определено понятие «лесосечные работы» - это подготовительные, основные и заключительные работы, связанные с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Установлен порядок их проведения.

Проектирование лесных участков теперь является самостоятельным институтом (ранее проектирование лесных участков относилось к вопросам лесоустройства). Новая статья 70.1 Лесного кодекса РФ «Проектирование лесных участков» указывает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Последние состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Они выполняются в соответствии с технологической картой, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данные работы. После их выполнения составляется акт осмотра лесосеки.

В лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, разрешена заготовка древесины субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Плата по такому договору устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины. Последняя рассчитывается как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, вводимого региональными органами для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Типовые договоры купли-продажи лесных насаждений утверждает Правительство Российской Федерации.

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков. При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года.

Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.

Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.

Вступившие в законную силу изменения коснулись также порядка заключения, изменения и расторжения договоров купли-продажи, аренды лесных участков гражданами и юридическими лицами. Утрачивает силу положение о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды лесного участка на новый срок.

Вместе с тем определено, что арендатор, который надлежащим образом исполнил договор аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, по истечении срока действия такого договора будет вправе заключить новый без проведения торгов. Данным правом арендатор наделяется, если участок ранее предоставлялся в аренду без проведения торгов либо в аренду на срок более 10 лет с проведением торгов. При этом заключить новый договор можно только при соблюдении определенных условий.

Указано, что типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством Российской Федерации. Договор купли-продажи лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесных насаждений.

Вопрос: Слышал, что изменили порядок исчисления исковой давности, возможно ли получить разъяснение о новом порядке исчисления срока?

Ответ: Действительно, в настоящее время уже вступил в законную силу новый порядок применения срока исковой давности, согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности». Данные разъяснения пришли на смену аналогичным разъяснениям изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 № 15 и Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», которые в настоящее время признаны не подлежащими применению.

Так, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, также узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком. Необходимо отметить, что изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

Кроме того, Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации разъяснило вопросы, касающиеся начала течения срока исковой давности по требованиям, связанным с нарушением прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан). При этом в случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью, срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства. В исключительных случаях, когда пропуск срока исковой давности имел место, например, ввиду явно ненадлежащего исполнения законными представителями таких лиц, возложенных на них законодательством полномочий, пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен по заявлению представляемого или другого уполномоченного лица в его интересах.

Если же нарушение прав названных лиц совершено их законным представителем, срок исковой давности по требованиям к последнему, в том числе о взыскании убытков, исчисляется либо с момента, когда о таком нарушении узнал или должен был узнать иной законный представитель, действующий добросовестно, либо с момента, когда представляемому стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав и он стал способен осуществлять защиту нарушенного права в суде, то есть с момента возникновения или восстановления полной гражданской или гражданской процессуальной.

Необходимо отметить, что в вышеуказанном Постановлении подчеркивается, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином – индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.

Вопрос: Являюсь представителем организации, которая является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, слышала, что в настоящее время действуют иные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Каким образом с настоящее время законодатель закрепляет указанные критерии?

Ответ: В настоящее время действительно действует Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, и IV категории», которым установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, и IV категории. Критерии, на основании которых объекты относятся к той или иной категории, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом учитываются уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) другой деятельности (отрасль, ее часть, производство), степень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в их выбросах (сбросах), классы опасности отходов производства и потребления, особенности деятельности в области использования атомной энергии и пр.

Так, к I категории опасности отнесены, в частности, объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, связанные с производством кокса и нефтепродуктов, добычей сырой нефти, угля и природного газа, руд цветных металлов, обогащением железных руд, объекты металлургического и химического производства, производства пестицидов и прочих агрохимических продуктов, фармацевтических субстанций, кожи, пищевых продуктов.

II категория - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, в частности объекты, деятельность которых связана с эксплуатацией ядерных установок, с добычей и обогащением урановой и ториевой руд, производством ядерного топлива, с эксплуатацией радиационных источников, транспортированием по трубопроводам газа, нефти, с обработкой поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей.

III категория - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Речь идет о тех, на которых оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов, эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.

К IV категории отнесены объекты, характеризующиеся минимальными объемами (уровнями) негативного воздействия на окружающую среду. Это объекты социально значимых сфер деятельности (производств, услуг) при наличии одновременно следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии выбросов веществ I, II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Дифференциация предприятий по значимости воздействия на окружающую среду позволит в дальнейшем применять к ним пропорциональные меры госрегулирования.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

По требованию межрайонной природоохранной прокуратуры застройка Битцевского леса признана незаконной

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения требований природоохранного, градостроительного и земельного законодательства при производстве работ ООО «Элис Транс» в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Битцевский лес» на улице Красного Маяка, владение 28.

Установлено, что данный земельный участок на основании договора аренды предоставлен обществу для эксплуатации зданий спортивного комплекса. Однако в нарушение условий договора по указанному адресу организация вела незаконное строительство апарт-отеля с бассейном, фитнес-центром общей площадью более 5 тыс. кв.м., без получения соответствующих разрешений. Информация о начале продаж указанной недвижимости с 1 апреля 2015 года была размещена в сети Интернет.

По результатам проверки прокурор направил в Чертановский районный суд г. Москвы исковое заявление о признании самовольными построек и их сносе. Суд исковые требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме. Это решение ответчик обжаловал.

Однако 2 ноября 2015 года Московский городской суд решение суда первой инстанции оставил без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.

Исполнение судебного решения поставлено прокуратурой на контроль.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

В.А. Ситников,
советник юстиции,
первый заместитель межрайонного
природоохранного прокурора
г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA