Межрайонная природоохранная прокуратура г.Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (10, 2015)

sitnikovvaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Проживаю в доме, расположенном неподалеку от «Природно-исторического парка «Битцевский лес» и, гуляя там, иногда вижу на земле мусор. Хотела бы узнать на ком лежит обязанность по содержанию территории? Куда мне обращаться?

Ответ: Согласно постановлению Правительства Москвы от 19.06.2012

№ 293-ПП «О совершенствовании организации санитарного содержания, уборки и обеспечению чистоты особо охраняемых природных территорий в городе Москве» обязанность по уборки от мусора особо охраняемых природных территорий, расположенных в городе Москве, возложена на Префектуры административных округов г. Москвы. Ранее указанные функции выполнял Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Поскольку «Природно-исторического парка «Битцевский лес» расположен не территории двух административных округов – Южного и Юго-Западного административных округов города Москвы, то обращаться следует в префектуру того округа, на территории которого Вы обнаружили замусоренный участок.

В случае, если Вы затрудняетесь определить в каком округе расположена загрязненная территория, то обратитесь в любую из указанных Префектур.

В силу ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае, если Вы обратились не в ту префектуру, то в течении 7 дней с момента регистрации Ваше обращение будет направлено по территориальной принадлежности.

Вопрос: На территории нашего района протекает небольшая река. Являясь депутатом одного из муниципальных образований города Москвы, часто получаю запросы от жителей, которые указывают на загрязнение отработанными горюче-смазочными материалами прилегающего земельного участка и непосредственно акватории водного объекта. Каким образом эта проблема регулируется законодательством и какую ответственность оно предусматривает?

Ответ: В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 18.07.2014 № 445, отработанные нефтесодержащие отходы относятся к III классу опасности.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, квалифицируются по ч. 2 ст. 247 УК РФ.

При этом существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Если экспертным заключением будет установлено наличие такого вреда, то виновное лицо будет привлечено к ответственности по указанной выше статье Уголовного Кодекса Российской Федерации. Кроме того, с виновного лица будет взыскан вред, причиненный данным деянием окружающей природной среде.

Вопрос: Слышал, что вопросы рационального использования и охраны земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства, а предусмотрена ли какая-либо ответственность за нарушение указанного законодательства?

Ответ: Согласно пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемое владение, собственный земельный участок граждан и юридических лиц) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков несут административную ответственность за порчу земли в процессе ее использования. Порча земли - экологическое преступление, заключающееся в отравлении, загрязнении или ином воздействии на почву веществами, такими как удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и другие, опасные химические и биологические вещества.

Согласно ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту возгорания нефтепродуктов на Москве-реке

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку по факту экологического происшествия, имевшего место 12 августа 2015 года в районе Марьино.

Установлено, что разлив нефтепродуктов в реку Москва и последующее их возгорание на поверхности водного объекта, а также на прилегающей к реке береговой территории произошел из-за нарушения правил охраны окружающей среды.

В результате пострадали 3 человека, в том числе ребенок. Пожаром уничтожено 168 деревьев и кустарников и более 3,5 тыс. кв.м. травяного покрова. По предварительным данным, общий ущерб, причиненный окружающей природной среде, превысил 67 млн. рублей.

Прокуратурой г. Москвы материалы проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

По итогам рассмотрения материалов Следственным отделом по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере ГСУ СК РФ по г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Ход расследования уголовного дела поставлен на контроль.

В Межрайонной природоохранной прокуратуре г. Москвы состоялась встреча со студентами и школьниками по вопросам правового регулирования охраны животных, занесенных в Красную книгу

В межрайонной природоохранной прокуратуре г. Москвы состоялась межвузовская студенческая научно-практическая конференция, посвященная правовому регулированию охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу.

В мероприятии приняли участие студенты Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), а также учащиеся средней общеобразовательной школы № 654 им. А.Д. Фридмана.

Перед участниками конференции выступили: исполняющий обязанности межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Всеволод Ситников, помощник прокурора Анна Шлеина, профессор кафедры административного права и процесса университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Андрей Агапов, доцент кафедры экологического и природоресурсного права университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Наталья Ведышева, представители УОД ГУ МВД России по г. Москве Николай Вылегжанин, а также Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Павел Емельянов, Наталья Коваленко.

Особое внимание в выступлениях было уделено научно-теоретическим и практическим аспектам в области защиты диких животных, занесенных в Красную книгу.

В своем выступлении и.о. прокурора Всеволод Ситников рассказал учащимся о принимаемых межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы мерах реагирования на данном направлении. Приводя примеры из прокурорской практики, он отметил, что в 2015 году прокуратурой направлено в суд два уголовных дела в отношении виновных лиц, совершивших преступления, предусмотренных ч.1 ст. 258.1 УК РФ (незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации), по результатам рассмотрения которых, указанные лица привлечены к уголовной ответственности.

Кроме того, в ходе дискуссии учащимися был поднят вопрос об ужесточении санкций за нарушения требований законодательства о животном мире, а также необходимости законодательного регулирования отношений в области охраны и использования диких животных и среды их обитания в городе Москве, поскольку федеральным законодательством данные вопросы не охватываются в полном объеме.

В завершении встречи победителям и участникам конференции и.о. межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы вручил памятные сертификаты и дипломы.

Природоохранная прокуратура требует признать незаконным право собственности на земельный участок с береговой полосой притока реки Незнайки и снести самовольную постройку на нем

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения требований природоохранного, водного, земельного и градостроительного законодательства при использовании земельного участка, расположенного в поселении Марушкинское поселка совхоза Крекшино в г. Москве.

Установлено, что право собственности на указанный земельный участок площадью 0,7 га, кадастровой стоимостью более 48 млн. рублей зарегистрировано за ООО «Стройкомплект». При этом в границы земельного участка была незаконно включена часть акватории руслового пруда на ручье Безымянный – притока реки Незнайка и его береговой полосы.

В целях размещения части ресторанного комплекса – «Ушакоff» в границах береговой полосы этого водного объекта организация осуществила самовольное строительство капитального здания. При этом часть береговой полосы водоема незаконно огородили металлическим забором, чем нарушили право граждан на свободный доступ к акватории водного объекта.

Вместе с тем, согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, то есть в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность не предоставляются.

Межрайонный природоохранный прокурор направил в Щербинский районный суд г. Москвы исковые заявления к ООО «Стройкомплект» с требованиями о сносе самовольной постройки, освобождении береговой полосы водного объекта от огораживающего ее забора, признании недействительным образование земельного участка и признании отсутствующим права собственности на него.

Межрайонная природоохранная прокуратура требует освободить незаконно занимаемую дельфинарием территорию в Природно-историческом парке «Измайлово»

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку по коллективному обращению более тысячи жителей столицы о неправомерной деятельности дельфинария, принадлежащего ООО «Павловская слобода», расположенного на особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Измайлово».

Установлено, что общество в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок занимает и использует под размещение объекта некапитального строительства - дельфинария часть земельного участка площадью примерно 525 кв.м. на Народном проспекте столицы.

Объект используется для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с организацией массовых зрелищных развлекательных мероприятий и содержания объектов животного мира. При этом допускаются нарушения ветеринарно-санитарных правил, в том числе хранения продуктов животноводства.

Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении ООО «Павловская слобода» и его генерального директора дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10.8 (Нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения продуктов животноводства) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Виновные привлечены к административной ответственности и подвергнуты штрафу.

Кроме того, прокурор направил в Измайловский районный суд г. Москвы исковое заявление к ООО «Павловская слобода» с требованием освободить незаконно занимаемую территорию от вышеуказанного некапитального объекта.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

 

 

В.А. Ситников,
советник юстиции,
первый заместитель межрайонного
природоохранного прокурора
г. Москвы