Font Size

Cpanel

ИНТЕРВЬЮ: Вопросы обеспечения экологической безопасности Москвы становятся все более актуальными

duraevС учетом увеличивающейся с каждым годом антропогенной нагрузки на окружающую среду вопросы обеспечения экологической безопасности Москвы становятся все более актуальными, как и вопросы защиты прав москвичей на благоприятную окружающую среду. О том, как надзорному ведомству в 2013 году удалось организовать работу по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования, рассказал межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы М.Р. Дураев.

– Марат Рашидович, расскажите, как строится система работы по соблюдению экологического законодательства? Какую роль играет прокуратура города Москвы и природоохранная прокуратура, в частности, в жизни большого мегаполиса?

- Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования, защита закрепленных и гарантированных Конституцией РФ экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Основаниями для проведения прокурорских проверок в основном служат обращения граждан и юридических лиц, информация уполномоченных органов власти, а также размещенные в средствах массовой информации публикации. Они зачастую проводятся с выездом на место и привлечением соответствующих специалистов и заявителей. При выявлении нарушений закона принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования, направленные на их устранение и привлечение виновных лиц к установленной ответственности.

О роли прокуратуры в обеспечении законности свидетельствуют результаты ее работы.

По результатам проверочных мероприятий в 2013 году прокуратурой Москвы выявлено 3467 нарушений закона в области охраны окружающей среды и природопользования, в целях устранения которых внесено 716 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 619 виновных должностных лиц, в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 357 заявлений, к административной ответственности привлечено 786 юридических и должностных лиц, объявлено 192 предостережения.

Организационно-распорядительными документами надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования на водных объектах и особо охраняемых природных территориях отнесен к компетенции межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы.

В настоящее время в столице насчитывается более 100 особо охраняемых природных территорий общей площадью около 17 тыс. га, включая памятники природы. Они образованы в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. На территории города также расположено более 650 прудов и более 300 водотоков, наиболее крупными из которых являются река Москва, Яуза, Сетунь, Сходня, Городня и Нищенка.

За окружными и районными прокурорами Москвы закреплен надзор в вышеуказанной области на общегородских территориях, осуществляя надзорную деятельность в сфере охраны окружающей среды и природопользования, мы взаимодействуем, проводя совместные проверки, обмениваясь актуальной информацией.

- На осуществление каких мероприятий, прежде всего, направлены усилия работников прокуратуры столицы в области экологической безопасности граждан?

- Основные усилия работников прокуратуры столицы в 2013 году направлялись на соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления, охрану вод, земли и почв. По результатам работы в прошлом году выявлено 2051 нарушение закона в сфере обращения с отходами производства и потребления, 469 – в области охраны вод и атмосферного воздуха и 455 – в сфере охраны земли и почв.

Непосредственно межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в связи с активной реализацией Правительством Москвы государственных программ по развитию и благоустройству особо охраняемых природных территорий повышенное внимание уделено обеспечению законности указанной деятельности на рассматриваемых природных объектах.

Результаты организованных и проведенных прокуратурой в 2013 году проверок подтвердили актуальность вопросов водопользования, связанных с самовольным использованием поверхностных водных объектов, нарушением установленных правил при сбросе сточных вод, функционированием бесхозяйных водоотводящих систем.

Кроме того, прокуратурой во взаимодействии с территориальными прокурорами продолжена активная работа по выявлению, пресечению и устранению особо значимых экологических правонарушений на присоединенных к Москве территориях, а также по повышению эффективности работы органов контроля в данном направлении. Особую озабоченность вызывает ситуация с эксплуатацией и рекультивацией ранее действовавших на вышеуказанной территории полигонов твердых бытовых и промышленных отходов.

- В чем состоит специфика работы Прокуратуры Москвы как крупного мегаполиса, обладающего уникальными природными условиями?

- Специфика заключается в следующем, нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха не являются для Москвы распространенными, поскольку только около 10% загрязняющих веществ поступает от стационарных источников, основным источником загрязнения воздушного бассейна столицы остается автомобильный транспорт, количество которого с каждым годом в несколько раз увеличивается.

В настоящее время в столице помимо предприятий энергетического комплекса действует ряд крупнейших предприятий, таких как ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» и Курьяновские очистные сооружения, на деятельность которых приходится наибольшее количество обращений граждан о загрязнении атмосферного воздуха. Они находятся в постоянном поле зрения органов прокуратуры столицы.

Одновременно на территории Москвы создана широкая сеть региональных особо охраняемых природных территорий, надзор за которыми, как я уже отмечал, осуществляет межрайонная природоохранная прокуратура столицы. Главной задачей особо охраняемых природных территорий является сохранение и восстановление ценных природных объектов, которые делают ландшафт города более гармоничным и привлекательным, улучшают в нем экологическую обстановку

Особое внимание прокуратурой уделяется централизованным водоотводящим системам – ОАО «Мосводоканал» и ГУП «Мосводосток», являющихся крупнейшими источниками поступления загрязняющих веществ в водные объекты столицы. Они принимают и очищают загрязненные воды от более 10 тыс. абонентов.

- Можно привести типичные примеры правонарушений в области экологии, и в какой сфере чаще всего они происходят?

- Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в 2013 году выявлено 552 нарушения закона в области охраны окружающей среды и природопользования, в целях устранения которых в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 137 заявлений, внесено 116 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 110 виновных должностных лиц, объявлено 68 предостережений, к административной ответственности привлечено 132 юридических и должностных лица.

За нарушения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях по постановлениям прокуратуры к административной ответственности привлечено 75 юридических и должностных лиц по ст. 8.39 КоАП РФ, руководителям органов власти и организаций внесено 82 представления об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 102 должностных лица, в суд направлено 21 исковое заявление в указанной сфере правоотношений.

Так, например, в связи с многочисленными обращениями граждан прокуратурой проведена плановая проверка исполнения префектурами административных округов г. Москвы и ГБУ «Автомобильные дороги по административным округам» требований природоохранного законодательства при обеспечении чистоты особо охраняемых природных территорий, в ходе которой выявлены нарушения закона, связанные с ненадлежащей уборкой вышеуказанных территорий.

По результатам проверочных мероприятий в отношении ГБУ «Автомобильные дороги по административным округам» и виновных должностных лиц прокуратурой возбуждено 8 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.10 (нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве) КоАП г. Москвы, префектам ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, САО и СЗАО г. Москвы внесены представления, в связи с рассмотрением которых 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, прокуратурой выявлены многочисленные факты несоблюдения производителями работ экологических требований при реализации проектов благоустройства особо охраняемых природных территорий, в том числе запечатывании почвенного покрова, повреждении зеленых насаждений, размещении отходов строительства и сноса вне специально отведенных мест, проведении работ в отсутствие заключений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Наиболее распространенные нарушения в сфере водопользования связаны с самовольным использованием поверхностных водных объектов, нарушением установленных правил при сбросе сточных вод, функционированием бесхозяйных водоотводящих систем.

В этой связи в отчетный период прокуратурой проведены плановые проверки исполнения водного законодательства при использовании водотоков, реализации органами исполнительной власти г. Москвы полномочий по оформлению прав собственности на бесхозяйные водоотводящие системы, а также в сфере законности использования водных объектов.

По результатам вышеуказанных проверочных мероприятий в 2013 году по постановлениям прокуратуры за нарушения требований водного законодательства к административной ответственности привлечено 80 юридических и должностных лиц, руководителям органов власти и организаций внесено 32 представления об устранении нарушений природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 25 должностных лиц, объявлено 8 предостережений, в суд направлено 19 исковых заявлений в указанной сфере правоотношений.

Одновременно прокуратурой в 2013 году рассматривались вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду при функционировании полигонов твердых бытовых и промышленных отходов.

Так, по результатам организованной прокуратурой проверки органами предварительного расследования 24.09.2013 возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ по факту неорганизованного сброса в реку Сетунька загрязняющих веществ, источниками формирования которых является расположенный в непосредственной близости от реки полигон твердых бытовых и промышленных отходов «Саларьево». По расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ущерб окружающей природной среде составил более 3,8 млрд. рублей.

В связи с принятыми прокуратурой мерами реагирования ведется работа по назначению эксплуатирующей организации полигона, ответственной за его содержание, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в Департамент финансов г. Москвы направлено предложение об увеличении соответствующих бюджетных ассигнований, определен перечень и объем работ по дальнейшей рекультивации полигона.

Кроме того, в 2013 году решением Кузьминского районного суда г. Москвы удовлетворен иск природоохранного прокурора по факту занятия и использования ООО «ПолиЭкоПром», эксплуатирующего полигон ТБПО «Некрасовка», дополнительного земельного участка площадью 14 957 кв.м. под размещение отходов.

Одновременно прокуратурой принимались необходимые меры реагирования в связи с выявлением иных нарушений закона, в том числе в сфере государственного экологического контроля, в области защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а также прав и свобод граждан. Например, при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов государственной власти прокуратурой принесено 103 протеста на незаконные правовые акты, в том числе 69 протестов на незаконные решения по делам об административных правонарушениях.

- Возможна ли профилактика таких правонарушений и чьими усилиями она должна осуществляться?

- В любом экологическом правонарушении неизбежно угадывается наличие причин и условий, способствующих его совершению, устранение которых главная цель юридической ответственности. Поэтому в законодательстве содержится ряд мер, специально предназначенных для этого. 

Приоритетное положение в системе профилактических мероприятий должна занимать предварительная профилактика. Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы должны разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение данных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, а также воспитание граждан в духе неукоснительного исполнения требований экологического законодательства.

В этой работе активное участие принимает прокуратура, это направление является одним из основных в нашей деятельности. В связи с этим органами прокуратуры организуются встречи с общественными организациями, трудовыми коллективами, молодежью, детьми, где до них доводится информация правового характера и даются ответы на интересующие вопросы.

В 2013 году межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы участвовала в эколого-просветительских мероприятиях среди школьников. Работниками прокуратуры в трудовых коллективах проводились лекции по соответствующим направлениям деятельности. Велась активная работа с общественными организациями, проводились встречи и «круглые столы», принималось участие в конференциях о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

- Приходилось ли заниматься во время проверок нарушениями природоохранного законодательства при проектировании и строительстве зданий?

- В основном на особо охраняемых природных территориях проведение работ связано со строительством и реконструкцией имеющихся инженерных коммуникаций. Заинтересованные в данном строительстве лица в большинстве случаев обращаются за оформлением соответствующей разрешительной документации в уполномоченные органы власти, о чем свидетельствуют данные Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, которыми в 2013 году рассмотрено 56 обращений по процедуре государственной экологической экспертизы.

Вместе с тем факты нарушения природоохранного законодательства при проектировании, строительстве и реконструкции капитальных объектов на особо охраняемых природных территориях Москвы встречаются.

Так, межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в 2013 году рассматривалось обращение членов клуба «Экополис Косино» по вопросу законности ведения работ по прокладке газопровода в границах особо охраняемой природной территории природно-исторического парка «Косинский».

Установлено, что в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды», законов города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и «О городских почвах» проведены работы по прокладке газопровода и размещению газорегуляторного пункта блочного по улице Пехорская. В результате работ уничтожен травяной покров на территории общей площадью 10773 кв. м.

По оценке государственного природоохранного бюджетного учреждения г. Москвы «Управление особо охраняемыми природными территориями по ВАО» ущерб окружающей среде превысил 54 млн. рублей.

Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении ООО «Газстроймонтаж» и его генерального директора 2 дела об административном правонарушении по ст. 8.4 КоАП РФ.

Юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

В адрес генерального директора ООО «Газстроймонтаж» внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к недопущению подобных нарушений.

Кроме того, по вышеуказанному факту органами предварительного расследования по инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

- На кого возложена функция экологического контроля в Москве? Каковы планы работы на будущее?

- В Москве функция государственного экологического контроля возложены на специальный уполномоченный орган Правительства Москвы – Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, с которым органы прокуратуры тесно взаимодействуют при проведении проверочных мероприятий.

В 2013 году Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в рамках осуществления представленных полномочий возбуждено 981 дело об административном правонарушении, к административной ответственности привлечено 2635 индивидуальных предпринимателей, физических, юридических и должностных лиц, выдано 3338 предписаний об устранении нарушений закона.

В целях соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в 2014 году прокуратурой, в том числе во взаимодействии с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, планируется уделить особое внимание вопросам исполнения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства на ООПТ, водного законодательства крупными водопользователями столицы, соблюдения законов при благоустройстве и проведении массовых мероприятий на ООПТ.

- Марат Рашидович, разрешите поблагодарить Вас за столь исчерпывающие ответы на вопросы журнала «Экологический вестник России» и искренне пожелать межрайонной природоохранной прокуратуре г. Москвы дальнейших успехов в работе по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA