Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (ЭВР № 7, 2013)

BirukovaAC    Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий. (ЭВР № 7, 2013)

Вопрос: Я проживаю в доме, расположенном вблизи полигона твердых бытовых отходов. В последнее время тело полигона значительно расширилось в сторону нашего жилого дома. Возможно ли привлечь к ответственности руководство полигона?

Ответ: Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной 02.11.1996 Минстроем России, полигоны - это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Санитарными правилами 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», установлено, что полигоны ТБО должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 м (указанное расстояние может изменятся в установленном законом порядке).

За нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, повлекших существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, предусмотрена ответственность по ст. 246 УК РФ.

Согласно диспозиции указанной статьи под работами подразумевается проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

В данном случае, если размещение ТБО произведено за пределами землеотвода полигона, то допущены нарушения требований природоохранного и земельного законодательства в результате эксплуатации полигона, либо активной – непосредственно завоз на тело полигона твердых бытовых отходов, сдвигание, уплотнение изоляция ТБО и т.п., либо в процессе рекультивации полигона – завоз грунта и инертных материалов, создание откосов, строительство дренажных (газотранспортных) систем дегазации и т.п.

Указанное преступление также может быть совершено по неосторожности, например, если эксплуатирующей организацией не выполняются в полной мере мероприятия по содержанию полигона, в результате чего произошло обрушение стенок полигона.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» раскрывает понятие тяжких последствий - под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат.

Соответственно значительное расширение тела полигона ТБО повлечет большие финансовые затраты на устранение последствий экологического преступления.

Уголовную ответственность за содеянное будет нести лицо, за которым закреплены обязанности по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. В случае, если внутренними документами такой сотрудник не определен, то к ответственности будет привлечен генеральный директор организации.

На стадии предварительного расследования, судебного следствия, либо по его завершению, потерпевший (орган государственной власти в сфере природопользования) либо прокурор вправе заявить в суд требования о возмещении вреда, причиненного преступлением окружающей природной среде, и о восстановлении исходного состояния незаконно занятого земельного участка.

 

Вопрос: Я являюсь депутатом одного из муниципальных образований города Москвы. На территории нашего района протекает небольшая река. На прошлой неделе неустановленные лица произвели слив большого количества отработанных горюче-смазочных материалов на прилегающий земельный участок и непосредственно в акваторию водного объекта. Какая ответственность ждет преступников?

Ответ: В соответствии со ст. 4.1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786, отработанные нефтесодержащие отходы относятся к III классу опасности.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, квалифицируются по ч. 2 ст. 247 УК РФ.

При этом существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Если экспертным заключением будет установлено наличие такого вреда, то виновное лицо будет привлечено к ответственности по указанной выше статье Уголовного Кодекса. Кроме того, с виновного лица будет взыскан вред, причиненный данным деянием окружающей природной среде.

 

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

 

По заявлению природоохранной прокуратуры признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей в отношении ОАО «Мосрыбкомбинат»

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы в пределах своих полномочий принимает меры к устранению нарушений законодательства об исполнительном производстве.

Как показала проверка, вступившее в законную силу в 2009 году решение суда по заявлению природоохранного прокурора до сих пор не исполнено.

Так, в производстве Царицынского отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Москве находится исполнительное производство об обязании ОАО «Мосрыбкомбинат» разработать проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны и получить в установленном порядке в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве санитарно-эпидемиологическое заключение на него.

Бездействие судебных приставов-исполнителей прокуратурой оспорено в порядке гражданского судопроизводства и решением Нагатинского районного суда признано незаконным.

О состоявшемся судебном решении природоохранная прокуратура проинформировала УФССП России по Москве для принятия исчерпывающих мер в отношении ОАО «Мосрыбкомбинат».

По результатам служебной проверки судебному приставу-исполнителю Царицынского отдела судебных приставов УФССП России по Москве объявлен выговор.

 

По материалам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту незаконного размещения автостоянки на территории природно – исторического парка «Битцевский лес»

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку по коллективному обращению жителей района Чертаново Южное г. Москвы о законности размещения автостоянки в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Битцевский лес».

Проверка показала, что на участке по ул. Академика Янгеля в отсутствие разрешительной документации проведены земляные и строительные работы по обустройству парковочных мест общей площадью более 2 тыс. кв.м., что привело к нарушению и запечатыванию почвенного покрова, в том числе 175 кв.м. почвенного покрова природно-исторического парка.

По оценке Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, в результате этого особо охраняемой природной территории причинен вред окружающей среде в размере 140 тыс. рублей.

По инициативе природоохранного прокурора по результатам доследственной проверки по указанному факту органами дознания возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Расследование уголовного дела взято на контроль.

Кроме того, по настоянию прокуратуры префектурой Южного административного округа г. Москвы демонтировано ограждение несанкционированной автостоянки и намечено восстановление исходного состояния земельного участка на весенне-летний период 2013 года.

Ход исполнения мероприятий контролируется прокуратурой.

 

По инициативе Межрайонной природоохранной прокуратуры устранены нарушения земельного законодательства о постановке на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий столицы

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы в целях предупреждения неправомерного предоставления земельных участков заинтересованным лицам и обеспечения соблюдения специального режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий в 2012 году направила информационное письмо в адрес Правительства Москвы.

По результатам его рассмотрения Правительством выделены необходимые денежные средства, на конкурсной основе заключены государственные контракты, проведены соответствующие землеустроительные работы и по состоянию на текущий период 2013 года поставлены на кадастровый учет 14 наиболее крупных особо охраняемых природных объекта г. Москвы. В их числе Природно-исторические парки «Битцевский лес», «Измайлово», «Царицыно», «Косинский», «Тушинский», «Покровское-Страшнево», «Кузьминки-Люблино», «Сокольники», Ландшафтные заказники «Долина реки Сходни в Куркино», «Долина реки Сходни в районе Молжаниновский», «Тропаревский», «Теплый Стан», Природный заказник «Долина реки Сетунь», а также 39 памятников природы.

В текущем году Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы запланировал внести в Государственный кадастр недвижимости сведения еще о 46 особо охраняемых природных территориях.

Вопрос внесения данных в Государственный кадастр недвижимости по остальным объектам находится на контроле прокуратуры.

 

Межрайонная природоохранная прокуратура проводит проверки соблюдения хозяйствующими субъектами водного законодательства

Межрайонная природоохранная прокуратура продолжает работу по устранению нарушений водного законодательства, в том числе по обращениям граждан.

Так, на «Горячую линию» Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы поступили многочисленные обращения граждан о необходимости проверить законность ведения работ в акватории Чертановского пруда, расположенного по Балаклавскому проспекту.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что ООО «Стимул-Плюс» ведутся работы по очистке дна от иловых отложений и отсыпке дамб пруда в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В отношении данного общества и виновного должностного лица возбуждено 2 дела об административном правонарушении по ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Также природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения ЗАО «Софьино-70» и ГАО «ВВЦ» требований правил водопользования. Проверка показала, что организации не предоставляли в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведений, полученных в результате учёта забора водных ресурсов и их качества. В связи с этим в отношении юридического и виновного должностного лица данных организаций прокурор возбудил 4 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 (нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Всего по итогам проведённых с начала года проверок соблюдения водного законодательства возбуждено 19 административных дел. В адрес юридических лиц внесено 9 представлений об устранении выявленных нарушений.

Ход устранения выявленных нарушений прокуратурой контролируется.

 

По инициативе природоохранной прокуратуры признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей в отношении ООО «Лесной Уют»

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы в пределах своих полномочий принимает меры к устранению нарушений законодательства об исполнительном производстве.

Как показала очередная проверка, решение суда по заявлению природоохранного прокурора, вступившее в законную силу в 2009 году, до сих пор не исполнено.

Так, в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам неимущественного характера УФССП России по Москве находится исполнительное производство, инициированное по иску прокуратуры об обязании ООО «Лесной Уют» освободить самовольно занятый земельный участок на Народном проспекте от расположенных на нем строений.

По данному исполнительному производству дважды выносились постановления об окончании в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Оба незаконных постановления после прокурорской проверки в добровольном порядке отменены начальником отдела судебных приставов.

Бездействие судебного пристава-исполнителя прокуратурой оспорено в порядке ст. 441 ГПК РФ (подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и решением Измайловского районного суда г. Москвы 7 мая 2013 г. признано незаконным.

О состоявшемся судебном решении природоохранная прокуратура проинформировала УФССП России по Москве для принятия исчерпывающих мер в отношении ОАО «Лесной Уют».

Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры.

 

Межрайонная природоохранная прокуратура требует обеспечить надлежащую эксплуатацию в зимний период снегосплавных пунктов

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения в зимний период законодательства при эксплуатации Государственным унитарным предприятием «Мосводосток» снегосплавных пунктов и организации мест размещения снега.

Проверка показала, что три снегосплавных пункта по улицам Генерала Дорохова, Ижорская и Ленинская слобода не имеют очистных сооружений, обеспечивающих необходимую степень очистки воды.

Неочищенные сточные воды являются одним из интенсивных источников загрязнения окружающей среды, в том числе рыбохозяйственных водоемов, различными примесями природного и техногенного происхождения.

По результатам проверки прокурор в адрес руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, которому подведомственен ГУП «Мосводосток», внес представление об устранении нарушений водного законодательства.

В настоящее время предприятие в целях улучшения экологической обстановки на водных объектах города разрабатывает проектно-сметную документацию для подключения в месте выпуска поверхностного стока, совмещенного с талыми водами снегосплавных пунктов, к городской канализации ОАО «Мосводоканал», имеющей мощные и современные очистные сооружения, эффективная работа которых является одной из важнейших составляющих санитарного и экологического благополучия города.

Устранение нарушений закона контролируется прокуратурой.

 

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

 

О реагировании Межрайонной природоохранной прокуратуры на нарушения законодательства на особо охраняемых природных территориях столицы

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы систематически проводит выездные проверки особо охраняемых природных территорий.

Так, за 6 месяцев 2013 года по результатам проведенных выездных проверок в Национальном парке «Лосиный остров», в Природно-исторических парках «Москворецкий», «Останкино», «Сокольники», «Тушинский», «Битцевский лес», «Покровское-Стрешнево», Ландшафтном заказнике «Теплый Стан», выявлены факты загрязнения территории отходами производства и потребления, повреждения зеленых насаждений, несанкционированного заезда автотранспорта, а также самовольного использования территорий.

По данным фактам прокуратурой в отношении виновных должностных и юридических лиц возбуждено 22 дела об административных правонарушениях по ст. 8.39 (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях) и 2 дела по ст. 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководителям организаций и природоохранных учреждений внесено 12 представлений об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Кроме того, прокуратурой направлено 4 материала проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов), в том числе, в связи с причинением вреда окружающей среде в размере 6 млн. 300 тыс. рублей в результате розлива горюче смазочных материалов на почвенный покров и акваторию Тропаревского пруда в Ландшафтном заказнике «Тропаревский».

Рассмотрение актов прокурорского реагирования и устранения нарушений закона контролируется.

 

Межрайонная природоохранная прокуратура через суд обязала Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН ликвидировать две артезианские скважины

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы защитила в судебном порядке права граждан на благоприятную окружающую среду, связанные с недопущением самовольного использования недр, а также их загрязнения.

Установлено, что Учреждением Российской академии наук «Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН» с момента обустройства двух артезианских скважин по ул. Бардина, д. 4. с 1960-х годов лицензия на пользование недрами не оформлялась, мониторинг вод не осуществлялся, необходимая отчетность в органы контроля не подавалась. Скважины продолжительное время не использовались, санитарные откачки воды из них не производились. Непринятие институтом мер, направленных на ликвидацию в установленном порядке артезианских скважин, пробуренных на водоносные горизонты, не исключает загрязнение подземных вод, причинение вреда окружающей среде и создание реальной угрозы безопасности жизни и здоровью людей.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор обратился в Гагаринский районный суд г. Москвы с иском об обязании учреждения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ликвидацию (тампонаж) скважин.

Судом требования прокурора удовлетворены.

Определением Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчиков – без удовлетворения.

Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры.

 

По факту нарушения режима особо охраняемых природных территорий в столичных парках возбуждено уголовное дело

В ходе проверки соблюдения требований природоохранного и земельного законодательства в границах особо охраняемой природной территории природно-исторического парка «Москворецкий» установлено, что на пересечении Рублевского шоссе с ул. Маршала Тимошенко неустановленное лицо в отсутствии разрешительной документации оборудовало бытовой городок общей площадью 1 100 кв.м., путем запечатывания почвенного покрова железобетонными плитами и размещения на них металлических и деревянных конструкций, а также установило ограждения в виде железобетонных блоков с металлической сеткой.

По оценке Департамента природопользования и охраны окружающей среды 
г. Москвы окружающей природной среде причинен вред в размере 864 тыс. рублей.

Аналогичные нарушения выявлены в границах особо охраняемой природной территории природно-исторического парка «Битцевский лес».

Так, на Сумском проезде размещены железобетонные плиты и на них установлены строительные бытовки, что привело к запечатыванию почвенного покрова общей площадью 800 кв.м.

В результате оценки Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы окружающей природной среде причинен вред в размере 640 тыс. рублей.

По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 2 уголовных дела по ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) УК РФ.

Ход расследования уголовных дел поставлен прокуратурой на контроль.

 

Удовлетворены требования межрайонной природоохранной прокуратуры о прекращении сброса сточных и дренажных вод ЗАО «Моспромстрой» в Москву-реку

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы продолжает работу по защите в судебном порядке прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду в сфере охраны и рационального использования водных объектов.

Так, по результатам проверки установлено, что ЗАО «Моспромстрой» самовольно использовало часть акватории реки Москвы по Проектируемому проезду №4386, д. 3 в целях сброса сточных и дренажных вод.

В связи с тем, что такая деятельность общества нарушала экологические права неопределенного круга лиц, поскольку осуществлялась без решения и контроля компетентного государственного органа, а также могла привести к причинению вреда водному объекту, прокуратурой направлено в Тверской районный суд г.Москвы исковое заявление к обществу с требованиями о прекращении незаконного сброса сточных и дренажных вод до оформления разрешительной документации.

Решением Тверского районного суда г. Москвы исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения, а жалоба ответчика – без удовлетворения.

Исполнение судебного решения находится на контроле природоохранной прокуратуры.

 

По результатам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку по обращению государственного казенного учреждения города Москвы «Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства», поступившему на телефон «горячей линии», о загрязнении химическими веществами почвы по адресу: г. Москва, Троицкий АО, п. Новофедоровское, д. Кузнецово.

В ходе проверки информация подтвердилась. Неустановленные лица, в нарушение правил обращения отходов, загрязняют территорию общей площадью 42 кв. м. опасными химическими веществами, содержащими медь и свинец в концентрации превышающей предельно допустимую, которые относятся к 4 классу опасности.

По оценке Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы окружающей среде причинен вред в размере 170 тыс. рублей.

По материалам прокурорской проверки следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) УК РФ.

Ход расследования уголовного дела поставлен прокуратурой на контроль.

 

А.С. Бирюкова,

помощник природоохранного прокурора г. Москвы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA