Font Size

Cpanel

Развитие института общественного контроля в обеспечении экобезопасности в рамках Стратегии экологической политики Российской Федерации1

Основной задачей стратегии обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности в целом, является создание функциональной системы экологического контроля над всеми элементами и процессами, связанными с охраной окружающей среды и природопользованием.

Развитие общественных, экономических и социально-политических отношений в сфере охраны окружающей среды неразрывно связано с повышением эффективности работы органов государственной власти. В целях решения этой задачи требуется не только оптимизация государственного администрирования и регулирования в сфере экологии, но и усиление роли общественного экологического контроля.

Контроль в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования, представляет собой специфическую деятельность государственных органов, общественных объединений, граждан, некоммерческих организаций и представителей бизнес-сообщества направленную на выявление и устранение нарушений действующего природоохранного законодательства. Данная организационно-правовая мера выполняет ряд функций.

Первая, предупредительная, заключающаяся в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

Вторая, информационная, суть которой заключается в том, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

И третья, карательная, которая проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

Исходя из этого, считается, что экологический контроль в сфере экологии направлен на предупреждение, выявление и устранение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды в целом.

В 42 статье Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

На основании этого, как определяет ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, общественный контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Порядок осуществления общественного контроля, законодательно определен и положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устанавливающего правовые основы организации и осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Установлено, что субъектами, осуществляющими общественный контроль, могут являться общественные объединения и граждане.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане на добровольной основе создают общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей либо вступают в уже существующие общественные объединения.

Более четко полномочия, правовой статус, права и обязанности субъектов общественного экологического контроля конкретизируются в изменениях и дополнениях, принятых в ст. 68 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» вступивших в силу с 01.03.2017 г., в виде положений об общественных инспекторах, в статье регламентируется деятельность граждан, изъявивших желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время при Общественном совете Федеральной службы по надзору в сфере природопользования создана комиссия по координации работы общественных инспекторов, которая анализирует региональный опыт организации деятельности общественного контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользовании. Можно отметить положительный опыт Московской, Брянской, Калининградской областей, Красноярского, Хабаровского края и конечно республики Татарстан.

Развитие общественного контроля над деятельностью всей системы органов государственной власти призвано обеспечить непосредственный контроль над соблюдением властью гарантированных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации. Задачами создания института общественного контроля в области охраны окружающей среды является уничтожение бюрократических барьеров и повышение доверия между властью и обществом, что является необходимым условием для полноценного функционирования общественно-политической и социально-экономической системы Российской Федерации.

Между органами власти и общественными организациями могут быть заключены соглашения о взаимодействии, предусматривающие, например, в целях развития института общественного контроля в определенной сфере экологических правоотношений обмен информацией о фактах нарушений, совместный мониторинг, оценку и систематизацию информации по определенной тематике. С одной стороны, это способствует своевременному принятию мер по фактам, ставшим известным общественной организации, с другой стороны, устранению правового нигилизма в обществе и повышению правовой грамотности населения в целом.

Результаты общественного контроля в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования, например, фотографии несанкционированных мест размещения отходов, сброса отходов на почву с автотранспорта предприятия, незаконная недродобыча и т.д., выполненного общественными инспекторами, представляются в органы федеральной и региональной исполнительной власти Российской Федерации для принятия мер по установлению виновных и устранению выявленных нарушений, а так же компенсации причинённого ущерба. Поступившая информация подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», то есть как любое обращение, содержащее информацию для принятия мер в пределах компетенции органа в целях предотвращения негативного воздействия и восстановления прав каждого на благоприятную окружающую среду. За непредставление информации виновные юридические и должностные лица несут административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ по факту сокрытия или искажения экологической информации.

Таким образом, общественность, оказывает содействие органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов сохранения природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Как правило, в объединения осуществляющие общественный контроль входят представители научных организаций, обладающие специальными познаниями, в связи с чем не менее ценной может быть информация, содержащая предложения по совершенствованию механизмов надзора и формированию управленческих решений органами испонительной власти.

К сожалению, можно констатировать, что сфера экологии и охраны окружающей среды на сегодняшний день недостаточно информатизирована, чем зачастую пользуются различного рода экологические спекулянты, провокаторы и прочие лже-экологи, используя общественное мнение, как инструмент для достижения частных коммерческих или политических целей. Зачастую проводимые провокационные митинги, акции протеста и пикеты инициируются не с целью поиска конструктивных решений и разъяснений населению достоинств и недостатков решения государственных органов или реализации экологозатратных проектов, а демагогически нагнетают социальную напряженность, раскалывая и дестабилизируя общество. Чем в конечном итоге подрывают доверие граждан ко всем уровням власти, содействуют повышению социальной нестабильности и напряженности. Дискредитируют рациональные идеи и противодействуют действительно полезным инновационным проектам, прежде всего относящимся к объектам отходоперерабатывающей индустрии.

В нашей стране уже эффективно работают такие институты общественного контроля, как Общественная палата России, общественные палаты субъектов Федерации, общественные советы муниципальных органов, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Активное участие в общественном контроле принимают некоммерческие организации (НКО), общественные организации и профессиональные объединения.

В целях формирования эффективной системы общественного контроля в сфере обеспечения экологической безопасности в целом, необходимо сформировать условия, позволяющие обеспечить эффективное взаимодействие общественных организаций и активных граждан с органами государственной власти РФ и таким инструментом может стать развития института общественных инспекторов согласно внесённых изменений в №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данное взаимодействие, целесообразно, реализовать в рамках организации структуры общественной приемной -центра по вопросам в сфере обращения с отходами, экологии, охраны окружающей среды и природопользования, которая создаст информационно-правовую основу, в том числе функционирования системы общественного контроля в сфере обращения с отходами, содействуя государственным и общественным институтам, осуществляющим функции контроля и правоприменения в сфере охраны окружающей среды, а также будет способствовать конкретизации правовых норм взаимодействия гражданского общества и власти.

Основными функциями центра общественного экологического контроля, обеспечивающего ее федеральный и региональный уровень эффективности, является условия ее доступности для всех заинтересованных лиц по вопросам охраны окружающей среды, экологии и обращения с отходами, а также получение гарантированного и квалифицированного ответа на каждое мотивированное обращение, в соответствии с его содержанием и в кратчайшее время.

Основными задачами центра общественного экологического контроля должно быть обеспечение прямого гарантированного взаимодействия федерального центра и общественных приёмных региона по решению наиболее острых, социальных и экологических задач, а также возможность предотвращения использования общественного мнения для нагнетания социальной напряженности, различного рода манипуляций сознанием населения, которые зачастую используют недобросовестные политики в своих корыстных целях. А также оказание помощи в создании программ по экологическому оздоровлению территорий, ликвидации накопленного экологического ущерба и формирования отходоперерабатывающей отрасли.

Основными принципами участия в деятельности общественных экологических приемных и при осуществлении ими процедуры общественного экологического контроля должны быть принципы беспристрастности, заинтересованности, компетентности и гражданской ответственности всех участников этой системы, что позволит вырабатывать квалифицированные заключения, предложения и рекомендации органам государственной власти, органам муниципальных образований. Эти принципы реализуются путем приоритетного привлечения к участию в деятельности общественных экологических приемных граждан, продемонстрировавших свою профессиональную компетентность и гражданскую ответственность.

Диалог между центром общественного экологического контроля с общественными приемными и органами государственной власти, органами муниципальных образований должен основываться на взаимопонимании и взаимном уважении, осуществляться на основе презумпции заинтересованности каждой из сторон в общественном благе, в решении актуальных проблем развития нашей страны, в повышении эффективности системы государственной власти и управления. Поддержание норм взаимно уважительного диалога предполагает, что результатом такого диалога должна стать либо выработка взаимно согласованных решений, либо фиксирование разногласий, подкрепленное развернутой содержательной аргументацией каждой из сторон.

В настоящее время Некоммерческим Партнерством «Национальный Центр Эколого-Эпидемиологической Безопасности» в субъектах федерации инициирован и реализован проект по созданию системы общественных экологических приемных по работе с обращениями граждан в сфере обращения с отходами, охраны окружающей среды, экологии и природопользования. Получены договоренности о взаимодействии Общественной экологической приемной с экспертными советами Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Общественного совета при Минприроды России, Общественным советом по надзору в сфере природопользования, Общественной палаты РФ, Торгово-Промышленной Палаты РФ. С 2012 года в соответствии с Государственной программой поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества, инициатива не однократно поддерживалась грантом Президента¬ РФ. В настоящее время Общественные экологические приемные открыты и функционируют в 20 регионах.

Очень важно, чтобы в основе деятельности центра экологического контроля и региональных общественных экологических приемных лежал принцип финансовой независимости при проведении процедур общественного контроля. . Источником такого финансирования могут служить специальные гранты, выделяемые на условиях со финансирования со стороны, федерального и региональных бюджетов и средств общественных организаций и объединений.

Региональные общественные экологические приемные упрощают доступ населения, общественных организаций и заинтересованных юридических лиц к консультациям и достоверной информации в сфере обращения с отходами, охраны окружающей среды, экологии и природопользования. Создают объективные предпосылки к совершенствованию всей системы правоприменения в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования. Содействуют компенсации социальной напряженности при реализации экологозатратных проектов, позволяют исключить возможность использования общественного мнения в качестве инструмента для достижения частных корыстных интересов экологических провокаторов и демагогов.

Практическая деятельность общественных экологических инспекторов показала, что наиболее эффективным методом обеспечения экологической безопасности является профилактика и предотвращение экологического ущерба, осуществляемые на основе регулярного экологического мониторинга. С этой целью представляется рациональным в соответствии с Федеральными законами от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», от 21 декабря 1994 г., № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 6 мая 2011 г., № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», организовать взаимодействие Комиссии по координации работы общественных инспекторов Общественного совета при Росприроднадзоре с соответствующими структурами МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ с целью организации круглосуточного мобильного экологического мониторинга и общественного экологического контроля.

Главные задачи круглосуточного мобильного мониторинга: - содействие органам исполнительной власти, органам внутренних дел (полиции), иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; - содействие в предупреждении и пресечении правонарушений, в том числе природоохранного законодательства; - участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и введении военного положения; - обеспечение экологической безопасности и противодействие экологическому терроризму; - распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах;- сбор, обработка информации и данных для обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов на территории Российской Федерации; - защита гражданских прав населения на благоприятную окружающую среду и оказание помощи в их реализации.

Все указанные меры и предложения позволят наиболее оптимально и эффективно использовать инструменты и механизмы общественного контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования при реализации основных принципов Стратегии экологической политики Российской Федерации, в области устойчивого развития и достижении комплексной экологической безопасности на территории РФ.

В.В. Жуков,

член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, член Общественного совета Минприроды России,

Е.В. Гришина,

заместитель председателя Российской экологической партии «Зелёные»,

руководитель комиссии по координации работы

общественных инспекторов Общественного совета

при Росприроднадзоре.