Font Size

Cpanel

Методологические подходы к решению проблем устойчивого развития региона

savon

В статье рассматриваются актуальные проблемы методологии в решении проблем устойчивого развития региона. В экологической доктрине России указывается, что в свете концепции устойчивого развития и все более возрастающей опасности экологических катастроф как глобальных, так и локальных первостепенное значение должно придаваться инновационным мероприятиям по охране окружающей среды, восстановлению и развитию социально-экологической инфраструктуры, обеспечению экологизации хозяйственной деятельности промышленных предприятий как основы устойчивого развития.

Автор раскрывает принципы сбалансированности и состоятельности времени сценариев региона в условиях устойчивого развития, приводятся существующие модели устойчивого развития. Представлен организационно-экономический механизм устойчивого развития региона, являющийся основой при формировании системы взаимодействия власти-бизнеса-общества при управлении социально-экономическими системами, в том числе на региональном уровне, на основе перехода к экологически ориентированной деятельности каждого отдельного субъекта хозяйствования, направленной на снижение антропогенного воздействия предприятия на окружающую среду при достижении основных целей хозяйственной деятельности.

Региональный аспект концепции устойчивого развития предполагает в контексте глобальных вопросов учет целого ряда специфических особенностей того или иного региона страны: природных, этнических, социально-экономических, культурных и т.д. Необходимо ориентировать экономику не на потребление природных ресурсов, а на создание добавленной стоимости посредством эффективного использования факторов труда и капитала. Увеличению эффективности этих факторов способствует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса. Поэтому методологическая база анализа и обеспечения устойчивости экономики региона должна стать основой формирования эффективной региональной политики, что актуально в настоящее время.

Основной тезис экономики устойчивого развития – радикальное изменение парадигмы развития, смены роли человечества в его взаимоотношениях с природой, реформирование системы образования и информационной политики на основе новой научной парадигмы.

Устойчивая экономика - это экономика, в которой энергия, вода, земля и другие ресурсы будут использоваться гораздо более эффективно и рационально, чем сегодня. Решение в сфере производства, заключается в переходе к новому принципу его организации, суть которого в сосредоточении внимания скорее на услугах, чем на товарах.

При переходе на устойчивое развитие экономики необходимо выполнять два условия:

● замена стоимостных методов нормативными,

● переход от экономической системы к эколого-экономической системе.

Устойчивое развитие социально ориентировано, предполагает достижение и сохранение в долгосрочной перспективе баланса между экономическими интересами субъектов производственной среды городских агломераций и экологическими потребностями населения. Потенциал развития составляют человеческие, биосферные, организационные, финансовые, информационные, образовательные ресурсы. Эффективность их использования во многом обуславливает экологические последствия функционирования инженерных инфраструктур индустриального типа и городских коммунальных систем.

Базовый принцип устойчивого функционирования региона - постоянное усовершенствование, позитивная комплексная трансформация в экономической, экологической, социальной средах. Поэтому реализация экологической политики неизбежно приводит к изменениям в экономической региональной политике и в первую очередь в таких её сферах, как политика развития, политика управления, промышленная политика, политика в области образования, науки и пр. Модернизация промышленной политики, определяющей экономическую базу устойчивого роста региона, предполагает развитие экологического бизнеса, внедрение инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий. Прогрессивные изменения в политике управления связаны с внедрением систем экологического менеджмента в соответствии с европейским стандартом EMAS или международным - ISO14000[2].

При этом организационно-экономический механизм устойчивого развития региона, на наш взгляд, должен лежать в основе формирования региональной социально-экономической политики, основной целью которой должна стать совершенствование существующего организационно-экономического механизма регулирования регионального развития посредством интегрирования в него концептуальных принципов устойчивого развития. При формировании организационно-экономичес­кого механизма устойчивого развития должны использоваться методы наблюдения, экспериментального апробирования (реализации), имитационного и экономико-математического моделирования и др., отражающие динамику показателей устойчивости территории [3].

В целом Концепция устойчивого развития зиждется на трех основных принципах:

1. Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания.

2. Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в её человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.

3. Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.

Главным условием экономики устойчивого развития является цель самосохранения экономической системы, которая вторична по отношению к цели самосохранения биосферы. Современное потребление и безвозвратное изъятие возобновляемых природных ресурсов (воздуха, пресной воды, почвы, биомассы, биопродукции, биоразнообразия) ограничивается не только возможностями самовоспроизводства самой природы, но и социальными и медико-биологическими нормативами.

Стратегия экологически устойчивого развития предполагает паритет экономических и экологических ценностей. Этот паритет предусматривает пересмотр традиционных представлений об учете экологического фактора в социально-экономическом развитии региона, где он является одним из основных, влияющих на качество окружающей среды [4].

Подходы к сбалансированию экономических, социальных и природных факторов при переходе к устойчивому развитию лежат на пути к социальной справедливости, устойчивой экономике и экологической устойчивости. Социальная справедливость неизбежно должна основываться на экономической устойчивости и социальном равенстве, а для этого необходима и экологическая устойчивость, что означает сохранение природного капитала.

Экологическая устойчивость включает в себя сохранение биоразнообразия, здоровья человека, а также качества воздуха, воды и почвы на уровне, достаточном для поддержания жизни и благосостояния человека, а также жизни животных и растений на все времена. Критерии устойчивого развития – стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов развития. Для определения критериев устойчивого развития используются различные подходы.

Методологическая база анализа и обеспечения устойчивости экономики региона должна стать основой формирования эффективной региональной политики, направленной на достижение устойчивого развития, в связи с чем должна опираться на систему взаимосвязанных элементов, к которым, на наш взгляд, относятся принципы, критерии и индикаторы устойчивого развития, взаимоувязанные друг с другом и вписанные в политический процесс принятия решений на всех уровнях.

При формировании индикаторов устойчивости важно добиться систематизации показателей, так как различные показатели должны характеризовать процессы, происходящие в трех различных видах систем (человек, экономика, природа), имеющие различные пространственно- временные масштабы измерения. Далее, показатели должны отражать динамику систем и раскрывать взаимосвязи между системами и факторами, определяющими состояние систем. Таким образом, необходима система показателей с четко обозначенными сферами их применения и характеристиками взаимосвязи. Подходы к разработке показателей устойчивого развития осуществляются на основе уже известных моделей:

● Модель «нагрузка - состояние - ответная реакция» (НСО), (pressure-State-Response-model-PSR)

Данная модель представляет собой попытку отразить взаимосвязь между основными составляющими устойчивого развития. Она была разработана в 1994 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСД). Эта модель объединяет показатели человеческой деятельности и состояния природной среды.

● Модель «импульсы деятельности - состояние - ответная реакция» (ИСО) (Driving foces-State- Response-DSR-model)

Схема ИСО позволила разработать индикаторы, принадлежащие к четырем различным измерениям: социальному, экономическому, экологическому и институциональному (Guven, 2001).

● Модель «импульсы деятельности – нагрузка – состояние – воздействие - ответная реакция» (ИНСВО) (Driving foces–Pressure-State-Impact-Responsmodel)

Разработана европейским экономическим агентством (ЕЭА), основана на модели НСО и предлагает основу для анализа взаимосвязанных факторов, воздействующих на природную среду (ЕЕА, 1999).

● Модель «импульсы деятельности – нагрузка – состояние - экспозиция результат – действия» (ИНСЭРД) (The Driving foces–Pressure–State-Eksposure–Effects-Actionsmodel (DPSEEA-model)

Данная модель разработана на основе модели ИНСВО и рассматриваются в основном вопросы воздействия экологических изменений на здоровье человека (WHO,1999) [5].

Общие критерии и условия устойчивости вытекают из правила «сохранения основного капитала», отражающего определение устойчивого развития.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:

● устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

● предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;

● отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды.

Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждённой Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. №440, решение проблем социально-экономического развития одновременно предполагает сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Одним из основных направлений перехода России к устойчивому развитию является создание соответствующей правовой основы, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего экономический механизм природопользования.

● В российской системе управления природоохранной деятельностью экономическим методам отводится крайне незначительная роль, т.е. они фактически не являются стимулом выполнения работ по охране окружающей среды.

К методам экономического регулирования законом отнесено предоставление льгот по внедрению наилучших технологий и иных эффективных мер по охране окружающей среды. Величина платы должна учитывать относительную опасность загрязняющих веществ и устанавливается с учетом временно разрешенных лимитов на выбросы и сбросы, а также размещение отходов. При нарушении природоохранных нормативов и лимитов в зависимости от величины нанесенного ущерба окружающей среде предусматривается ответственность в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством [6].

Одной из причин низкой природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов является слабый экономический механизм, действующий в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В настоящее время главным элементом такого механизма являются платежи за загрязнение природной среды и пользование природными ресурсами. Однако размеры их остаются низкими. С другой стороны, в существующих экономических условиях платежи не могут быть существенно увеличены, поскольку необходимо учитывать реальную платежеспособность потребителя. Поэтому действующая в сфере охраны окружающей среды и природопользования система платежей практически не способна стимулировать природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов.

Экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов также незначительно сказывается на конечных показателях хозяйственной деятельности предприятий. Рыночные механизмы пока еще не играют существенной роли в повышении эффективности природопользования. Развитие ресурсосберегающих и экологически ориентированных технологий практически не стимулируется налоговой, кредитной и таможенной политикой.

Таким образом, прогнозирование охраны окружающей среды и природопользования позволяет на основе выявленных тенденций определить региональную политику в этой сфере, наметить приоритетные направления для учета их при разработке и финансировании программ, внепрограммных мероприятий, совершенствовании нормативной правовой базы. В то же время необходимо отметить, что прогнозирование в этой сфере не предусматривает ряд важных показателей, которые могли бы характеризовать экологическую составляющую в экономическом развитии. К примеру, при определении основных макроэкономических показателей не учитывается природоемкость, измеряемая как затраты первичных природных ресурсов или единицы загрязнений на единицу произведенной продукции. Между тем рост таких показателей, как валовой внутренний (региональный) продукт, доход на душу населения и пр., в настоящий период базируется на техногенном развитии, т.е. сопровождается истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

● Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, отсталые технологии приводят к большим потерям природных ресурсов и сырья.

● Недооценка природных ресурсов как капитала и издержки от экологического ущерба не позволяют представить объективную оценку показателей экономического развития.

Любой сценарий социально-экономического развития города и региона должен быть экологически ориентированным, отвечать требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002, предусматривать мероприятия по ликвидации накопленных отходов[1].

Социально-экономическое развитие региона должно сопровождаться созданием условий устойчивого природопользования, включающих наличие соответствующей нормативной правовой базы, снижение ресурсоемкости производства, структурную перестройку экономики, развитие наукоемких технологий, внедрение международных экологических стандартов и требований, развитие инновационной деятельности и др. В настоящее время не существует альтернативы устойчивому развитию с точки зрения и общецивилизационных, и российских перспектив.

Поскольку устойчивое развитие - это социально-экономическое и экологическое измерение, то важно, чтобы в общепринятых показателях развития учитывалось влияние экологического фактора, то есть, чтобы они были экологически скорректированными. В настоящее время еще нет окончательных методологических разработок по исчислению влияния экологического фактора на общие показатели развития, но чисто логический анализ структуры общих показателей с учетом экологического фактора такую зависимость выявляет[7].

Уровень ВВП, не учитывающий воздействие социально-экономической деятельности на окружающую среду, дает завышенную оценку экономического развития. В настоящее время разрабатывается методология исчисления экологически скорректированного ВВП. Предполагается получить его на основе учета издержек потребления природного капитала. Естественно, невозможно учесть влияние абсолютно всех факторов экологического характера на уровень и динамику общих агрегированных показателей социально-экономического развития, тем не менее, чрезвычайно важно учитывать те из них, которые поддаются исчислению.

В дальнейшем необходимо и в регионах показатели валового регионального продукта исчислять с учетом и без учета воздействия экологического фактора. Данное сравнение позволит выявить остроту проблемы устойчивого развития.

Общие показатели развития складываются под влиянием динамики и качественных характеристик всех секторов социально-экономического комплекса. Устойчивость развития определяется степенью учета экологического фактора во всех отраслях, производствах. Если идеология устойчивого развития идет сверху вниз, то практическая его реализация разворачивается снизу вверх, постепенно охватывая все сферы и ступени социально-экономического комплекса.

Важнейшим показателем ориентации производств на устойчивое развитие является доля экологически чистой продукции или доля продукции, полученной на основе экологически усовершенствованных технологий по промышленности в целом и в отдельных ее отраслях.

● Выйти на уровень устойчивого развития цивилизация может лишь при условии формирования экологической культуры, ориентированной на сохранение, восстановление и развитие социоприродного богатства, накопленного цивилизацией в процессе всемирно-исторического развития. Это предполагает формирование «экофильной личности» - человека, реализующего свои целевые установки в соответствии с современными биосферными критериями. Приоритет непрерывного экологического образования всех социальных групп и, в первую очередь, подрастающего поколения является ключевым принципом «устойчивого развития».

Одной из центральных задач устойчивого развития региона является ориентация на потребление экологически чистых товаров - важнейшего фактора улучшения здоровья населения. Показатели учета экологического фактора выступают в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень прогресса в ориентации на путь устойчивого развития. Все показатели социально-экономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия.

Важно обеспечить адекватное финансирование охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства и установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду, что можно осуществить на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Партнерство рассматривается в качестве основы местного экономического развития. ГЧП является эффективным способом концентрации ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития страны. Однако оно требует высокого уровня доверия между государством и бизнесом[8].

Партнерство представляет собой объединяющее начало для трех секторов общества - частного, некоммерческого и государственного. Оно становится двигателем социальных перемен и экономического развития. Партнерство дает дополнительные преимущества, такие как обретение новых знаний и доступ к ним или возможность обнаружения дополнительных ресурсов, которые ранее были скрыты. Говоря о партнерстве на местном уровне, необходимо отметить, что экономическое благополучие складывается на основе взаимодействия основных субъектов - правительства, коммерческого и некоммерческого секторов. Деятельность коммерческих организаций стала намного шире и перестала сводиться к простому стремлению получить прибыль.

Бизнес способен стать также проводником государственной, региональной и местной политики. Предприниматели заинтересованы в формировании среды, в которой они могли бы свободно функционировать. Поэтому взаимодействие бизнеса и власти на основе партнерства является основой развития устойчивой экономики. С точки зрения развития принципов государственно-частного партнерства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, со стороны государства важное значение имеет обеспечение природопользователей информацией о ресурсосберегающих, экологически чистых технологиях, наилучших доступных технологиях, экологических стандартах, состоянии окружающей среды; поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; а также поддержка деятельности организаций системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года //Российская газета. – 2002, 12 января.

2. Анопченко Т.Ю., Савон Д.Ю. Ростовская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2011. -120с.

3. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Сценарий устойчивого развития Ростовской области//Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 22. № 4-1 (22). С. 159.

4. Савон Д.Ю., Гассий В.В., Маркер Е.В. Государственно-частное партнёрство – эффективный механизм в развитии инновационной деятельности предприятий региона//Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 5. С. 126-136.

5. Савон Д.Ю., Карибжанова Е.Л. Экологизация хозяйственной деятельности промышленных предприятий – основа устойчивого развития экономики региона//Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №4. С. 113-121.

6. Савон Д.Ю., Карибжанова Е.Л., Маркер Е.В. Государственно-частное партнёрство в решении задач устойчивого развития региона//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 107-112.

7. Савон Д.Ю., Маркер Е.В. Государственно-частное партнёрство в региональной системе финансового обеспечения экологической и социальной ответственности бизнеса//Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 244.

8. Савон Д.Ю., Сафронов А.Е. Современные инструменты государственного регулирования охраны окружающей среды мегаполисов (на примере Ростовской агломерации)//Научная мысль Кавказа. 2010. №3. С. 85-91.

9. Савон Д.Ю., Сафронов А.Е. Эколого-экономические аспекты инновационного развития промышленных предприятий региона/Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Донской гос. технический ун-т". Ростов-на-Дону, 2010.-161с.

Д.Ю. Савон,

д.э.н., профессор,

кафедра экономики природопользования,

Московский государственный горный университет