Font Size

Cpanel

Использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения (окончание)

Статья основана на результатах систематизации и краткого анализа основных положений природоресурсного законодательства и практики организации управления ИПР, что позволяет при проведении дальнейших исследований обоснованно (с правовой точки зрения) аргументировать вывод о становлении ИПР как формы взаимодействия общества и природы и как самостоятельной правовой категории.

В процессе эволюции концептуальных положений устойчивого развития и совершенствования научных подходов к решению глобальных экологических проблем, дальнейшей индустриализации антропогенной деятельности, осуществляемой в экологической сфере, получения опыта разработки и сертификации систем экологического менеджмента (далее – СЭМ), организации дополнительного профессионального обучения разработчиков и внутренних аудиторов СЭМ из числа специалистов предприятий постоянно совершенствуются и юридически закрепляются виды использования природных ресурсов (далее - ИПР), экономико–правовые механизм регулирования природопользования, комплекс мероприятий, выполняемых в целях обеспечения рационального ИПР, что обуславливает необходимость обсуждения ИПР как формы взаимодействия общества и природы и самостоятельной правовой категории [1].

Целью статьи является формирование понятийно–методологического аппарата, в соответствующей его части, как основы дальнейших исследований по разработке концептуальных положений и экономико–правового инструментария экологического менеджмента, рассматриваемого в контексте монографий И. Ансоффа как вид стратегического менеджмента, а также предложений по комплексу мероприятий, целью выполнения которых является повышение качества дополнительного профессионального обучения в области экологического менеджмента.

Статья ориентирована на специалистов в области экоменеджмента, на разработчиков и внутренних аудиторов СЭМ предприятия, на аудиторов органов сертификации СЭМ, на работников образовательных учреждений, проводящих дополнительное профессиональное обучение в области экологического менеджмента.

В области обращения с отходами действуют, в частности, требования:

● к лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (ст. 9). Статья является бланкетной, т.к. дает отсылку не к какому- либо конкретному, точному законоположению в области обращения с отходами, а к иному источнику права, к ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

● к архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, сооружений и иных объектов; в частности, необходимо предусматривать места (площадки) накопления отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (ст. 10);

● к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, в частности: разрабатывать проекты нормативов их образования и лимитов на их размещение; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области ООС; проводить мониторинг состояния и загрязнения ОС на территориях объектов размещения отходов;

● по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принятию неотложных мер по их ликвидации; по разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, и планов ликвидации последствий этих ЧС (ст. 11). Статья является бланкетной, т.к. дает отсылку не к какому- либо конкретному, точному законоположению в области обращения с отходами, а к иным источникам права - к законодательству об ООС и к законодательству о защите от ЧС;

● к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению, проводимым в соответствии с «Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» и с «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утв. постановлениями Правительства РФ, соответственно, от 11.05. 2001 г. № 370 и от 11.05. 2001 г. № 369;

● к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности: они обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности; их профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование осуществляются в соответствии с законодательством об образовании, ст. 15 (бланкетная статья). Это требование должно быть принято во внимание при разработке процедур экоменеджмента, документируемых стандартами СЭМ предприятияоценки компетентности, обученности, информированности работников предприятии, прежде всего, участвующих в разработке СЭМ предприятия и в проведении внутреннего, сертификационного, инспекционного, ресертификационного аудитов СЭМ;

● к транспортированию отходов (ст. 16), которое должно осуществляться при наличии паспорта отходов и специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; с соблюдением требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

● к трансграничному перемещению отходов: ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания запрещается; ввоз отходов на территорию РФ в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке; «Правила трансграничного перемещения отходов» утв. Постановлением Правительства РФ «О трансграничном перемещении отходов» от 17.07.2003 № 442 (ред. от 20.03.2018), ст. 17.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты - регулируются соответствующим законодательством РФ – имеет место бланкетная статья.

Отношения, связанные в случае разведки и добычи углеводородного сырья с размещением в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, - регулируются законодательством о недрах – имеет место бланкетная статья.

ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» определено:

● континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка; подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль (ст. 1);

● линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в «Извещениях мореплавателям» (ст. 2);

● природные ресурсы континентального шельфа – это минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы) (ст. 4);

● установки, сооружения - гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе РФ стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения, включая скважины (ст. 4);

● искусственные острова - стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе РФ (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные не плавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе;

● вредное вещество - вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб ОС, в том числе морской среде и природным ресурсам континентального шельфа, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, которое подлежит контролю на основании международных договоров РФ;

● захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего ФЗ и международным договорам РФ. Заметим, что ФЗ не указывается, куда преднамеренно удаляются отходы или другие материалы, где преднамеренно уничтожаются суда и иные плавучие средства, летательные аппараты и т.д. Напомним, что «отработавшие» свой срок международные космические станции и ИСЗ затапливаются в океане. Возникает вопрос о согласованности данного определения с определением, введенным ФЗ «Об отходах производства и потребления», следуя которому … захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в ОС. Однако, обсуждение этого вопроса выходит за рамки настоящей статьи;

● захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только в соответствии с настоящим ФЗ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом РФ, Правительством РФ, или с уведомлением указанных органов, а также с уведомлением субъектов РФ, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение, и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях мореплавателям», (ст. 34).

Российская Федерация, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, осуществляет на континентальном шельфе (ст.5): суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов; исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений; юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Сказанное определяет виды деятельности, которые могут осуществляться с использованием полезных свойств участков континентального шельфа.

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе в частности, входят (ст. 6): установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования; контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана; введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов; установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; установление ограничений рыболовства; разработка мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства; установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа; регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений; регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию РФ; определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе; регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей.

Участки континентального шельфа, к которым относятся участки недр континентального шельфа предоставляются пользователям недр, в частности, для добычи минеральных ресурсов; осуществления иных видов пользования недрами, предусмотренных ФЗ «О недрах». Участки представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на пользование недрами, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр (ст. 7).

Лицензии на использование участков недр континентального шельфа должны содержать, в частности, сведения (ст. 8): об условиях экологического и гидрометеорологического обеспечения пользования участками и о мерах по такому обеспечению; об условиях страхования, консервации и (или) ликвидации установок и сооружений по завершении работ; о праве пользователя недр на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством РФ о недрах, законодательством о градостроительной деятельности. Ст. 8 в определенной части является бланкетной.

Буровые работы на континентальном шельфе могут проводиться для целей, не противоречащих международным договорам РФ и федеральным законам (ст. 9) – статья является бланкетной.

В случае предоставления в пользование участка для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа лицензия предоставляет ее владельцу право на проведение буровых работ в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством о недрах. При наличии в лицензии указания на право ее владельца проводить буровые работы получение разрешения на проведение буровых работ владельцем лицензии и (или) привлеченным им в соответствии со статьей 16.2 ФЗ исполнителем не требуется.

В соответствии со ст. 14.1. ФЗ на континентальном шельфе в порядке, установленном ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», осуществляется, в частности, рыболовство: промышленное; в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Лица, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (ст. 14.4), а также обязаны: соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством РФ требования; выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов; не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов; не допускать неправомерную акклиматизацию водных биоресурсов; соблюдать требования карантинного режима. Ст.ст. 14.1, 14.4. являются бланкетными.

ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено:

● внутренние морские воды - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ, являющиеся составной частью территории РФ. К ним относятся воды: портов РФ; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (ст. 1);

● территориальное море РФ - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 ФЗ. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ст. 2);

● во внутренних морских водах и в территориальном море поисково-спасательные и судоподъемные операции, создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов осуществляются спасательными судами и средствами РФ (ст. 16);

● прилежащая зона РФ - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему, и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст. 22);

● захоронение отходов и других материалов – это любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. И вновь возникает вопрос о согласованности данного определения с определением, введенным ФЗ «Об отходах производства и потребления», следуя которому … захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в ОС. Однако, обсуждение этого вопроса выходит за рамки настоящей статьи. Не считается захоронением отходов: захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море; удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области ООС, иных нормативов, требований, установленных законодательством РФ, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего ФЗ и международным договорам РФ (ст. 37);

● сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

Водным кодексом РФ установлено:

● объектами водных отношений являются: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1);

● водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей (ст. 37);

● водопользование подразделяется, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, на совместное и обособленное (ст. 38);

● водопользование подразделяется по способу использования водных объектов на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (ст. 38);

● использование водных объектов для целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 43); сброса сточных, в том числе дренажных, вод (ст. 44); использование водохранилищ (ст. 45): производства электрической энергии (ст. 46); морского, внутреннего водного и воздушного транспорта (ст. 47); сплава древесины (48); эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов (ст. 51.2); разведки и добычи полезных ископаемых (ст.52); проведения строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ (52.1); а также обеспечения проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 54).

Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве; использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается (ст. 53).

Водный объект может предназначаться для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения; предоставляется в соответствии с законодательством РФ (Воздушный кодекс РВ, ст. 43).

Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов, основные требования к использованию водных объектов установлены, соответственно, (ст.ст. 39; 42).

Лесным кодексом РФ определено:

отношения в области использования лесов регулирует лесное законодательство; участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица; использование лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.ст. 3-5);

● леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий; их использование осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6);

● эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов; для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура – это объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое (ст. 14);

● использование лесов для: выполнения работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов переработки древесины и иных лесных ресурсов, определяемой как предпринимательская деятельность, связанная с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки (ст.ст. 43–46, соответственно);

● в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.99. № 82-ФЗ (ст. 48).

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.1 определено:

● атмосферный воздух - жизненно важный компонент ОС, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений, и являющийся неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных;

● загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

● вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и ОС.

ФЗ не вводит определения понятия использование атмосферного воздуха. В целях настоящей статьи, учитывая, что воздушное пространство образовано атмосферным воздухом, правомерно по аналогии с определением понятия «использование воздушного пространства» (Воздушный кодекс РФ, ст. 11) определить использование атмосферного воздуха как деятельность хозяйствующих субъектов, в процессе которой: образуются вредные (загрязняющие) вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух; шумы, вибрации, электромагнитные и ионизирующего излучения, температурные и другие физические факторы, изменяющие температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха; происходит перенос вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства.

Воздушным кодексом РФ определено:

● структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства (ст.15);

● использование воздушного пространства - это деятельность, осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 11);

● использование воздушного пространства осуществляется в целях: отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы РФ или вооруженного вторжения на территорию РФ; оказания помощи при ликвидации последствий ЧС; запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей; выполнения полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иной деятельности по использованию воздушного пространства, осуществляемой в соответствии с решениями Правительства РФ, или в порядке, установленном Правительством РФ, или осуществляемой в соответствии со специальными договорами; выполнения полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности; осуществления регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа; выполнения полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации; осуществления регулярных воздушных перевозок грузов и почты; проведения учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий (ст. 13);

● использование воздушного пространства организуется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, установленном Правительством РФ.

Выводы

1.Настоятельная востребованность общества в организации управления ИПР, результаты систематизации и анализа основных положений «базовых» нормативно – правовых актов в области природоресурсного законодательства, проведенных с использованием «Методических рекомендаций по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности», а также опыт разработки и результативного выполнения комплекса мер организационно - правового, экономического финансового, инженерно–технического и т.д. характера, обеспечивающих рациональное ИПР на стадиях жизненного цикла промышленных объектов, входящих в состав предприятия, эксплуатация, модернизация, консервация, утилизация, позволяют правомерно и обоснованно констатировать:

● юридическое закрепление ИПР как формы взаимодействия общества и природы и самостоятельной правовой категории «экологизированного» законодательства;

● становление управления ИПР как самостоятельной области управления в процессе осуществления предприятием основной, обеспечивающей и сопутствующей деятельности;

● становление экологического менеджмента как вида стратегического менеджмента, понимаемого в контексте монографий И. Ансоффа «Стратегическое управление», «Стратегическое планирование», «Стратегический менеджмент».

2. Достаточно убедительно иллюстрируются согласованность основных положений природоресурсного законодательства с концептуальными положениями устойчивого развития, реализуемыми с использованием комплексного системного подхода к решению глобальных экологических проблем [1], и значимость «Реестра нормативных правовых актов в области природопользования» как основы информационно-справочной базы Системы технического регулирования предприятия, юридически закрепляющего перечень нормативно – правовых актов, стандартов, регламентов, положений и т.д., минимально необходимых и достаточных для организации правомерного рационального ИПР на стадиях жизненного цикла промышленных объектов, входящих в состав предприятия, эксплуатация, модернизация, консервация, утилизация.

3. Имеет место общность и единая трактовка специалистами понятийно–терминологического аппарата, используемого в процессе организации управления ИПР при осуществлении деятельности предприятия в экологической сфере, а также идентичности ряда экономико-правовых механизмов, используемых в целях организации управлении ИПР, ООС, обеспечением техногенной и экологической безопасности, включая защиту от ЧС.

4. Наличие большого числа отсылочных, а чаще бланкетных статей, дающих отсылку не к какому-либо конкретному, точному законоположению в области ИПР, а к иному источнику права, к «другому регулированию», - к законодательству об ООС, о техногенной и экологической безопасности, включая защиту от ЧС, об обращении с отходами, об охране атмосферного воздуха и т.д. свидетельствует не только о согласованности и непротиворечивости правовых норм, закрепленных нормативно - правовыми актами в соответствующих областях законодательства, но и о взаимообусловленности и преемственности форм взаимодействия общества и природы,

5. Подчеркивается принципиальная значимость правовых норм, устанавливающих исходя из концептуальных положений устойчивого развития приоритетность деятельности по ООС, по предотвращению угрозы жизни и здоровью людей, национальной безопасности, хозяйственным объектам, и обязательность сбалансированности экономических интересов предприятия с концептуальными положениями устойчивого развития. Соответствующие приоритеты должны послужить исходной информацией при разработке процедур менеджмента, документируемых стандартами СЭМ предприятия, по обоснованию скоординированного комплекса мероприятий, выполняемых в целях организации рационального ИПР, требуемых ресурсов правового, финансового, материально–технического и т.д. характера, включаемых в раздел «Обеспечение рационального использования природных ресурсов» Программы экологического менеджмента.

6. Нормативно – правовые акты и нормативно – техническая документация, представленные в Реестре…, юридический статус которого закрепляется его утверждением руководителем предприятия, должны быть использованы как основа:

● актуализации понятийно – терминологического аппарата экологического менеджмента, обусловленной изменениями и дополнениями действующего природоресурсного законодательства и совершенствованием методологии разработки экологического менеджмента;

● унификации идентичных процедур идентификации и оценки значимости экоаспектов, определения приоритетов, включаемых в Программу экологического менеджмента мероприятий, решающих правил, используемых для оценки результативности менеджмента, адекватности, пригодности и эффективности СЭМ, но применяемых раздельно при организации управления ИПР, ООС, обеспечением техногенной и экологической безопасности, включая защиту от ЧС;

● формирования репрезентативной выборки критериев оценки результативности экологического менеджмента, а также пригодности, адекватности и эффективности СЭМ;

● разработки программы, плана и репрезентативной выборки критериев внутреннего, сертификационного, инспекционного и ресертификационного аудитов СЭМ;

● разработки дополнений и изменений, включая обусловленные внедрением СЭМ, в должностные инструкции работников по разграничению их прав, обязанностей и ответственности, в положения о структурных подразделениях предприятия, в части уточнения их функций, задач и взаимоотношений друг с другом. Вносимые изменения и дополнения не должны вступать в противоречие с положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (см. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 № 787) или профессиональных стандартов и им должен быть придан надлежащий юридический статус посредством их утверждения руководителем предприятия.

7. Материалы настоящей статьи рекомендуется использовать в целях актуализации программы дополнительного профессионального обучения в области экологического менеджмента, следуя «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013), и «Методическим рекомендациям по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р.

Литература

1. Притужалова О.А., Серов Г.П. Становление экологической сферы деятельности в контексте эволюции концептуальных подходов к решению глобальных экологических проблем// журнал «Экологический Вестник России», № 5 -2018.

2. https://state_law.academic.ru/337/

3. https://www.sworld.com.ua/konfer28/234.pdf

4. Методические рекомендации по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности, утверждены приказом Минпромэнерго РФ от 23.05.2006 г. № 112.

5. И. Ансофф. Стратегическое управление (электронная библиотека Royallib.ru).

6. И. Ансофф. Стратегический менеджмент. Экономика. М.: 1989(электронная библиотека Royallib.ru).

7. И. Ансофф. Стратегический менеджмент. М.: Бизнеском, 2010.

8. https://lawbook.online/gosudarstva-prava-teoriya/otsyilochnyie-blanketnyie-stati-drugie-vidyi-50955.html

Г.П. Серов,

д.ю.н., к.т.н., профессор,

НП «Экологическая аудиторская Палата»,

г. Москва,

О.А. Притужалова,

кандидат географических наук, кафедра социально-экономической

географии и природопользования,

Тюменский государственный университет,

г. Тюмень,

Л.А. Смоленцева,

директор, ООО «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль,

Н.С. Парусова,

директор, ЧОУ ДПО ССМ «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль.