Font Size

Cpanel

Экологическое образование и/или экологическое мировоззрение?

OrlovaНикто не задавался вопросом, почему никогда не возникали идеи о всеобщем химическом, физическом, гуманитарном или каком-то ином образовании. Никто и никогда не задумывался о государственном регулировании химического или физического образования. Считается, что это дело сугубо каждого человека – быть ему химиком, физиком или гуманитарием. И все абсолютно уверены, что экологическое образование должно быть всеобщим. Но если это так, то каждый должен знать и химию, и физику, и биологию, и географию, и социологию, и экономику, и историю, и все другие науки, чтобы понимать, что такое ЭКОЛОГИЯ.

Понятие «экология» в наше время приобретает все более глобальный масштаб. Многие ученые связывают свою деятельность с понятием «экология». Однако до сих пор существует терминологическая путаница, до сих пор нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, каждый вкладывает свое значение в слово «экология». Все ещё идут споры о том, следует ли экологию рассматривать как единую науку или же каждая ее составляющая – самостоятельная научная дисциплина. Но сегодня уже можно назвать большое количество законов, теорий, правил, определений, которые ставят науку «экологию» в один ряд (или даже над ними) с другими науками – биологией, геологией, химией, физикой, социологией и экономикой. Перечислить все науки, которые хотели бы употребить термин «экология» как свой, принадлежащий только ей (или ей тоже), практически невозможно. То есть можно – надо только перечислить все существующие сегодня науки.

В 1994 году вышла книга российского ученого - эколога Н.Ф. Реймерса «Экология - теории, законы, правила, принципы и гипотезы», в которой он попытался соединить в единое целое все науки, которые включают понятие «экология» (рис. 1) [1].

Мы не будем в данной статье подробно комментировать этот рисунок. Но именно он дает понимание того, что сегодня экология охватывает все стороны жизни природы и человека. Более того, экология является всеобъемлющей наукой, какой когда-то была теология, а затем философия. И фактически тот, кто хочет называться «экологом» должен быть всеобще образован1.

Вспомним высказывание академика С.С. Шварца: «Экология – наука о жизни природы – переживает свою вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрессивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания изменённого мира. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе» [2].

20170601 com sp

Рис.1. Схема современных понятий «экология»

Сегодня мы уже не мыслим понятие «экология» без человека (рис.1). И чтобы человек не истреблял природную среду, от которой зависит жизнь каждого из нас и всего человечества, его необходимо обучить относиться к природной среде как к составной части самого себя. Назовем это экологической культурой. То есть, чтобы природная среда (фактически – Земля в целом) просуществовала как можно дольше, каждый человек должен быть экологически культурным. Для этого в каждом человеке должно формироваться экологическое сознание, которое в результате должно стать его экологическим мировоззрением, собственно говоря – просто мировоззрением.

В России до сих пор нет законодательно закрепленного определения «экологическое образование». Вполне возможно, что оно и не нужно, поскольку существует в Федеральном законе «Об образовании» [3] общее определение: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

В 1998 г. был внесен (повторно) на рассмотрение Государственной думы Проект Федерального закона «О государственном регулировании образования в области экологии» [4], который был принят Государственной думой и одобрен в Советом Федерации [5], но был отклонен от рассмотрения Президентом РФ «в силу его нецелесообразности» (письмо от 6 января 1999 года № Пр-14) [6].

И тем не менее, в 2000 году [7] депутатами Государственной Думы был внесен закон «Об экологической культуре», который так и не был принят, но в нем содержалось определение: «экологическое образование – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности».

Отметим, что в отдельных субъектах РФ, например, в Воронежской области был принят закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Воронежской области (Принят областной Думой 30 сентября 2008 года) [8]. В Оренбургской области в 2015 году был принят закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Оренбургской области» [9]. Такие же законы приняты и в некоторых других регионах. Каждый из них содержит определение «экологическое образование», очень схожее с определением, данным в законе «Об экологической культуре» [7], но, тем не менее, каждое определение имеет свои нюансы. И, главное, законы распространяются только на один субъект РФ.

В 2006 году был принят модельный Экологический кодекс для государств-участников содружества независимых государств [10], в котором дано определение: «Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности». Несмотря на то, что данный кодекс не является законодательным актом нашей страны, но все-таки как документ, он принят на уровне государств, и Россией в том числе. Чтобы понять, чему должно научить «экологическое образование» по мнению авторов Экологического кодекса, давайте проанализируем это определение.

Фактически это, прежде всего, так называемое «образование через всю жизнь», с чем согласны абсолютно все. И сегодня такое образование не вызывает вопросов. А вот область такого образования вызывает вопросы. «Знания по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности» - это с одной стороны очень широкая область знаний, а, с другой – только часть экологического знания, при этом – очень специфическая. Тем более – не совсем понятно – что такое «экологически грамотная деятельность». Судя по всему, и область знаний и деятельность – всё это в рамках соблюдения «экологического законодательства». Но «экологическое законодательство» не только в нашей стране, но и во всем мире, рассчитано на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, загрязняющих окружающую среду. И распространяется только на вопросы соблюдения «нормативов» загрязнения окружающей природной среды. При этом в качестве сред, которые загрязняются от производственной (хозяйственной) деятельности человека, принимают только атмосферный воздух, природные водоемы и частично почву. Причем расчёты «нормативов» ведутся для того, чтобы отследить сохранение благоприятной для человека окружающей среды, которую гарантирует наша Конституция. Таким образом, такие знания должны получить должностные лица предприятий и организаций. А все остальные?

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [11] устанавливает: (Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования) «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма». То есть фактически все экологическое образование опять-таки строится на одной области экологической науки – охране окружающей среды. То есть «всеобщее комплексное экологическое образование» сегодня приравнивается к понятию образования в области «охраны окружающей среды». Если согласиться с этим тезисом, становится понятным – кого и чему учить. Профессионально надо учить тех, кто по долгу службы причастен к «загрязнению окружающей среды» и ее охране или сохранению. Все остальные должны понимать – кто, что и зачем должен делать, чтобы все жили в «экологически» благоприятной среде.

Безусловно, должны быть профессиональные экологи, которые изучают природную среду и формулируют законы, относящиеся именно к существованию природной среды. Конечно, это могут быть ученые-биологи-экологи или ученые-геологи-экологи или какие-либо иные ученые-экологи (рис. 1). Но эту часть профессиональных ученых – экологов мы не будем касаться в данной статье, поскольку эта часть экологии относится к «чистой» науке, такой как химия, физика, математика. Это касается выбора профессии, то есть каждого человека в отдельности. То есть сегодня естественным путем экологическая наука разделилась на два условных раздела – охрана окружающей среды и остальную профессиональную экологию.

Итак, мы выяснили, что та часть экологической науки, которая касается всех, это именно «охрана окружающей среды». То есть человек, который получил такое образование, должен быть способен понимать - как организовать свою деятельность, чтобы уменьшить ущерб природной среде, а через это – уменьшить воздействие загрязненной природной среды на здоровье человека. И при этом совершенно неважно, что он будет делать – руководить предприятием (он должен не жалеть денег на уменьшение негативного воздействия деятельности предприятия на воздух, воду, почву и т.д., потому что это в первую очередь окажет отрицательное воздействие на его же здоровье), работать благоустройство города (правильно обрезать деревья (например, тополя, чтобы уменьшить аллергическую реакцию людей), не жечь траву, чтобы не увеличивать загрязнение воздуха, но в то же время посыпать гололедные препараты по нормативам, потому что они раздражают лапки животным, портят обувь людям и убивают бактерии, грибки, муравьев и т.д., без которых не существует почвенный покров). Человек может заниматься чем угодно, но он должен понимать, как его деятельность влияет на природу, и как природа влияет на его жизнь. То есть каждый должен обладать экологическим мировоззрением.

Образовательная наука установила, что участие в отдельных экологических мероприятиях не дает эффекта, которого хотелось бы достичь [12]. То есть участие в субботниках по вывозу мусора не приводит к эффекту «небросания» мусора. Только 0,5% участников перестают оставлять мусор, например, после пикников. Необходимо систематическое образование, просвещение, чтобы сформировалось экологическое мировоззрение. Но в случае, когда мы говорим об образовании в области охраны окружающей среды, необходимо не столько изучение самой биолого-геолого-экологической науки, сколько расширение знаний по всему спектру наук, изучаемых в средней или высшей школе.

Необходимо не столько ввести специальные «экологические» предметы, сколько «экологизировать» все области научных знаний. Поясним. Для того, чтобы люди вели экологически грамотную деятельность, необходимо иметь понимание (и знания), на что и как (какие природные среды, здоровье человека, существование растений, животного и прочего мира и каким образом) будут воздействовать загрязнители воздуха, воды, почвы, чтобы согласиться с необходимостью уменьшения таких воздействий сколько бы это ни стоило. Поэтому на уроках химии в школе надо изучать не только элементы или соединения, их свойства с позиций химической науки, но и обращать внимание учащихся на то, как эти элементы или соединения будут воздействовать на здоровье человека, на рост растений, на сохранение ареала животных, на существование рыб и т.д. На уроках физики необходимо не только изучать физические явления, но обращать внимание как воздействуют на жизнь и здоровье человека шум, давление, радиация, освещение, температура, электрические и магнитные поля и т.д. На уроках ботаники необходимо изучать не только растения как таковые, но во взаимосвязи с окружающим их природным миром – то есть, фактически, функционирование экосистем. То же относится к зоологии, географии, геологии и т.п. Это для учителей-предметников не так сложно, тем более, если они хотят сделать свои уроки интересными для учеников (и, судя по всему, многие «предметники» в школе так и делают).

Тогда школьник будет смотреть на окружающий природный мир не с позиций «забрать у него все», а с позиций – «сохранить ради собственного здоровья».

В средней школе для создания экологического мировоззрения вполне достаточно «экологизированных» предметов, но комплексного и систематизированного (т.е. внесенного в общую школьную программу). Тогда не будет вопросов выделения часов на отдельный предмет «экология». Отпадет вопрос обучения в педагогических вузах учителей-экологов для средней школы. Другой вопрос, если человек хочет стать по профессии экологом. Но как можно понять из рис.1, стать просто ученым-экологом невозможно. Должно быть какое-то направление традиционной науки, в рамках которой он и будет изучать экологию как науку. Во всяком случае, сегодня это именно так. И усилить изучение традиционной науки до позиций «экологической науки», чтобы в дальнейшем стать, например, ученым биологом-экологом можно на дополнительных занятиях по биоэкологии.

Понятно, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Поэтому речь идет, видимо об экологическом просвещении, которое привлекает внимание к экологическим вопросам, но больше с эмоциональных позиций, чем с позиций знаний.

Видимо, экологическое просвещение необходимо и для населения в целом. И здесь не последнюю роль играет экологический туризм. Это новое направление работы с населением. Очень перспективное. Люди некоторое время вовлекаются полностью в вопросы сохранения окружающей среды. Они это делают всей семьей, в результате чего взрослые не позволяют себе вести себя «варварами» по отношению к природе, и это большой пример детям. Положительные воспоминания остаются надолго.

Сегодня огромное значение играет общественный экологический контроль, когда население, общественные организации вовлекаются в постоянную деятельность по наблюдению за выполнением, в первую очередь, исполнительной властью своих функций. Часто они пересекаются с вопросами сохранения окружающей среды. И здесь уже придуманы методы привлечения населения – это экологические приемные и постоянно действующие в их рамках семинары по повышению знаний населения в области охраны окружающей среды, изучения экологического законодательства. Всем надоели «городские сумасшедшие», для которых самое главное – это «борьба с властью». Сегодня для такой «борьбы» необходимы грамотные люди. И такой вид просвещения взрослых очень эффективен. Но в деятельность экологического контролера можно привлекать и школьников средней школы с родителями, например, для выполнения экологических проектов. И, конечно, нельзя забывать студентов высшей школы, которые могут стать, в том числе, внештатными контролерами при департаментах местной администрации. Конечно, это очень сложный вопрос – организовать такую экологическую приемную. Но выпускать из вида этот вопрос не правильно.

Что касается высшей школы, это еще более сложный вопрос, потому что он связан, прежде всего, с установлением – какова квалификация того специалиста-эколога, которого учит ВУЗ, чем он будет заниматься и чему его надо учить. Сегодня каждый уважающий себя ВУЗ имеет экологическое направление обучения. Выпускают – бакалавров-экологов, магистров-экологов. Казалось бы, каждый ВУЗ должен выпускать отличающихся экологов, которые должны работать на предприятиях отрасли, но в третьем поколении стандартов совершенно нет часов даже для ознакомления с отраслевой направленностью. Но если мы посмотрим должностную инструкцию инженера по охране окружающей среды (эколога) [13], то увидим, что «Инженер по охране окружающей среды (эколог) относится к категории специалистов», то есть, это как минимум – магистр (раньше это был инженер), но никак не бакалавр. И он должен знать, в том числе, «Технологические процессы и режимы производства продукции предприятия». В его функциональные обязанности входит, в том числе: «Участие в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники». Принципиально – правильно. Но откуда он это узнает, если не изучал технологию? И поскольку экологи более или менее ознакомлены с требованиями экологического законодательства, но больше его ни к чему не привлекают из-за отсутствия знаний, то, как правило, он и не является «руководящим органом» предприятия. Поэтому проще магистра-технолога обучить этим требованиям, чем эколога с его фактически не инженерным образованием обучить технологиям.

Но все равно отметим, что направленность обучения на экологических факультетах (кафедрах) технических ВУЗов – это экология и природопользование. Экология, читаем – охрана окружающей среды. Природопользование – это пользование землей, недрами, водой. Кроме этого – это лесопользование (лицензии на вырубку деревьев), добыча диких животных и птиц (охота и охотничьи билеты) и улов рыб (квоты на рыбную ловлю). Все остальное – это для профессионалов разных направлений.

Не хотелось бы агитировать за «экологию» и напоминать об «устойчивом развитии». Однако посмотрим на «сохранение природы» с другой стороны. Толковый словарь С.И. Ожегова [15] слово патриотизм трактует как «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Сохранить среду, в которой мы с вами живем – для этого требуется патриотическое отношение. Для этого надо очень любить свою Родину, свой город, свою улицу, свой дом. Это ли не экологическое мировоззрение?

Выводы

1. Необходимо внести изменения в стандарты среднего (среднего специального) образования. Внести в любой «научный» предмет специальные разделы, связанные с защитой окружающей среды и воздействием загрязнений окружающей среды на здоровье человека.

2. Необходимо внести изменения в стандарты высшего образования. Внести во все естественные, инженерно-технические дисциплины специальные разделы, связанные с негативным воздействием на окружающую среду – выбросами, воздействующими на атмосферный воздух, сбросами в природные водоемы – очистка загрязненных промышленных и бытовых стоков, а также воздействие на почвенный покров (нарушения, связанные со строительством, размещением полигонов, свалок и др.). Особенно это относится к технологическим (инженерным) дисциплинам, описывающим технологические процессы отрасли. Инженеры-технологи обязаны знать, какие загрязнения сопровождают деятельность отрасли и как с ними бороться.

3. Необходимо обязать администрации субъектов РФ (муниципальных образований) организовать общественные экологические приемные. Тем более, что общественный контроль выходит на первый план.

4. Необходимо внести изменения в Федеральный Закон «Об основах общественного контроля» [14], связанные с расширением возможностей его применения - созданием и функционированием общественных экологических приемных.

5. Необходимо, в конце концов, определиться с государственной политикой в области «экологического» образования.

6. Необходимо обязать руководство предприятий (самого руководителя, высший и средний руководящий состав) в обязательном порядке, а не в добровольном, выполнять 73 статью Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Литература

1. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 — 367 с.

2. ru.wikipedia.org›wiki/Шварц,_Станислав_Семёнович

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Проект Федерального закона «О государственном регулировании образования в области экологии» (N 95700009-1) Принят Государственной Думой 18 декабря 1998 года: Постановление ГД ФС РФ от 18.12.1998 № 3416-II ГД "О повторном рассмотрении Федерального закона «О государственной политике в области экологического образования и просвещения».

5. Постановление 24 декабря 1998 года № 555-СФ «О Федеральном законе «О государственном регулировании образования в области экологии»».

6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 1526-IV ГД «О Федеральном законе «О государственном регулировании образования в области экологии» (проект № 95700009-1)».

7. Проект Федерального закона «Об экологической культуре» № 90060840-3 (внесен 13.07.2000).

8. Закон Оренбургской области от 06 марта 2015 года № 3010/821-V-ОЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Оренбургской области».

9. Закон Воронежской области от 10.10.2008 г. № 84-ОЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Воронежской области».

10. Модельный экологический кодекс для государств - участников содружества независимых государств (Общая часть) (Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 27-8 от 16 ноября 2006 года).

11. Федеральный закон от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

12. Проблемы дополнительного экологического образования и пути их решения в Московской области: коллективная монография / Сост.: Е.А. Дунаева, Т.В. Дунаева, В.В. Пасечник и др. – М.: ООО «Диона», 2014. –146 с.

13. Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколога)

14. Федеральный Закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

Текстовые сноски на индексы в статье

1 Сегодняшним «образованцам» надо было бы помнить, что Экология – это наука. Поэтому она не может быть «плохой» или «грязной», так же как не может быть «плохой» никакая иная наука. Ведь, несмотря на то, что существуют токсические вещества, от которых можно умереть, и химики их синтезируют, ни у кого не возникнет мысли назвать химию «плохой». Человек не может «загрязнять экологию». Он может загрязнять окружающую среду. А Экология как наука не может оказывать воздействие на природу или здоровье человека. Экология как наука изучает эти воздействия. Экология как наука изучает взаимодействия в природной среде между ее компонентами, воздействия деятельности человека на природную среду и ее загрязнение, воздействие загрязненной природной и антропогенной среды на здоровье человека и многое другое. И на здоровье человека может оказать влияние не экология, тем более «грязная экология», а загрязненная окружающая среда.

И.Г. Орлова,

к.х.н., генеральный директор СРО НП «ЭМАС».