Оздоровление организма детей с вегето-сосудистой дистонией, проживающих в экологически неблагополучном регионе, с помощью дыхательного тренажера
- Подробности
- Категория: Комментарий специалиста
- Создано 30.05.2016 18:54
- Дата публикации
- Автор: Super User
Известно, что загрязнение окружающей среды вследствие интенсивной антропогенной деятельности оказывает определенное влияние на здоровье населения [1]. Город Усть-Каменогорск, в котором проводились исследования, является важнейшим промышленным центром республики Казахстан. По составу выбросов вредных веществ и загрязнению атмосферы г. Усть-Каменогорск занимает лидирующее положение не только в республике, но и в мире.
Цель данного исследования – оценить влияние гипоксически-гиперкапнических тренировок через тренажер ДМП на показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста и подростков, имеющих в анамнезе диагноз ВСД гипертонического типа. Полученные результаты можно использовать специалистам и в крупных российских промышленных центрах, оказывающих сильное антропогенное влияние на окружающую среду и здоровье населения.
В статистике заболеваемости детей города Усть-Каменогорск преобладают респираторные и сердечно-сосудистые [2]. Одним из последних является вегето-сосудистая дистония (ВСД). Это заболевание весьма распространено среди детей и подростков промышленных центров. По разным оценкам ВСД встречается у 20-45% подростков [3].
Выявленная в настоящее время недостаточная эффективность фармакотерапии, формирование резистентности к лекарственным препаратам, проявление лекарственной аллергии при лечении этого заболевания, а также возросшая аллергизация населения выбросами промышленных предприятий в окружающую среду – все это подчеркивает актуальность разработки немедикаментозных методов оздоровления организма детей и профилактики заболеваний. В качестве такого метода нами был использован метод гипоксически-гиперкапнических воздействий путем увеличения дыхательного мертвого пространства (ДМП) с помощью дыхательного тренажера ДМП, разработанного Институтом физиологии человека и животных КН МОН РК совместно с кафедрой фтизиопульмонологии АГМИ МЗ (А.с. № 1123692) [4].
Исследования проводились после ознакомления детей и их родителей с методом гипоксически-гиперкапнических воздействий, их добровольного согласия. Исследования проведены с детьми младших классов (8-9 лет) и подросткового возраста - 13-14 лет (7 девочек, 7 мальчиков) с диагнозом вегето-сосудистая дистония гипертонического типа вне стадии обострения. До и после дыхательных тренировок дети выполняли функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой (ФН), произвольной задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генча) [5]. У детей младших классов оценивали с помощью спирометра жизненную емкость легких (ЖЕЛ). При выполнении функциональных проб регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (СД) и диастолическое артериальное давление (ДД).
Расчетным способом определяли среднее артериальное давление (САД). В качестве критериев адаптационных возможностей определяли коэффициент эффективности расходования резервов в реальных условиях (Кэф), коэффициент устойчивости к гипоксии и коэффициент здоровья (КЗ) [6].
Тренировки дыханием через ДМП проводили в течение месяца один раз в день, в одно и то же время за исключением воскресенья, у младших школьников в течение 20 минут, у подростков – течение 30 минут. Тренировочный режим подбирался индивидуально в зависимости от возраста и функциональных возможностей организма. Продолжительность цикла тренировок составляла вначале – 2-3 минуты с 3-5 минутной паузой между циклами. Общий временной промежуток тренировок составлял вначале 6-10 минут. К 7-10 дню тренировок дети выходили на 20-30 минутный режим тренировок при тренировочном объеме 600 мл. К концу тренировок дыхательные объемы составляли 900 мл у детей младшего школьного возраста и 1050 мл – у подростков.
С помощью анкет оценивали субъективные показатели здоровья до тренировок и после тренировок дыхания через ДМП.
В таблице 1 приведены данные по изменению состояния кардиореспираторной системы при тренировках дыханием через ДМП у детей (8-9 лет), проживающих в экологически неблагоприятном регионе. Из представленных результатов видно, что тренировки дыхания через тренажер ДМП детей младших классов, проживающих в г.Усть-Каменогорске, приводят к снижению ЧСС в покое на 6,5%, ЧСС после физической нагрузки снижается на 7,4%. Одновременно возрастает ЖЕЛ – на 11,8%.
Таблица 1. Изменение состояния кардиореспираторной системы при тренировках дыханием через ДМП у детей (8-9 лет), проживающих в экологически неблагоприятном регионе
Условия исследо- вания |
Стат. пока- затель |
ЧСС, уд/мин |
Проба Штанге, сек |
Проба Генча, сек |
ЖЕЛ, мл |
|
В покое |
После ФН |
|||||
До трени- ровки n=5 |
М
|
91,5 |
123,6 |
27,2 |
15,6 |
1640 |
±m |
1,5 |
2,4 |
2,4 |
1,7 |
150,3 |
|
После тренировки, n=5 |
М |
85,6 |
114,4 |
34,4 |
18,8 |
1860 |
±m |
1,6 |
2,5 |
4,9 |
1,9 |
184,0 |
|
р |
< 0,05 |
< 0,02 |
- |
- |
< 0,02 |
Отмечается тенденция к увеличению произвольной задержки дыхания на вдохе – на 20,9%. Все выявленные изменения исследуемых показателей свидетельствуют о повышении резервных возможностей кардио-респираторной системы детей после цикла тренировок на дыхательном тренажере ДМП.
Результаты исследований по оценке функциональных показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем подростков представлены в таблицах 2, 3, 4.
Из таблицы 2 видно, что тренировки дыханием через ДМП привели к достоверному увеличению времени задержки дыхания на выдохе (проба Генча) в покое и снижению коэффициента расходования резервов в реальных условиях (Кэф) как у мальчиков, так и у девочек. Показатель Кэф у подростков стал менее 45, что свидетельствует о благоприятных адаптивных изменениях в организме после тренировок. У девочек также отмечалось одновременно увеличение времени задержки на выдохе через 3 минуты отдыха после физической нагрузки.
Как у девочек, так и у мальчиков произошло увеличение времени задержки дыхания на вдохе соответственно на 26,7% и 23,4% (р< 0,05) (таблица 3), уменьшились субъективные ощущения нехватки воздуха и отдышка. Одним из проявлений ВСД у обследуемых до тренировок были колебания АД с повышением до 134/90 мм рт.ст., преимущественно с учащением сердечного ритма.
После тренировки дыхания через ДМП у мальчиков и девочек отмечается тенденция к снижению ЧСС в покое.
Оценка показателей артериального давления показала (таблица 4), что тренировки дыхания через ДМП подростков с ВСД приводят к снижению СД у девочек; САД снижается одновременно как у девочек, так и у мальчиков.
Таблица 2. Показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы у подростков с ВСД до и после тренировки дыхания через ДМП (проба Генче) (n = 7)
Условия исследования |
Задержка дыхания, сек |
ЧСС, уд/мин |
Кэф, отн.ед. |
||||
покой |
ФН |
3 мин отдых |
покой |
ФН |
3 мин отдых |
||
мальчики |
|||||||
До тренировки |
17,6 +2,1 |
8,3 +1,2 |
10,8 +0,9 |
79,3 +3,5 |
95,4 +5,3 |
80,1 +6,1 |
79,4 +9,7 |
После тренир. |
25,6* +2,3 |
9,3 +1,5 |
16,8 +2,2 |
76,8 +2,7 |
90,6 +6,7 |
78,3 +6,8 |
43,4* +8,8 |
девочки |
|||||||
До тренировки |
16,8 +1,2 |
8,7 +0,9 |
11,7 +1,1 |
78,4 +2,8 |
96,1 +4,7 |
83,2 +5,4 |
83,4 +10,8 |
После тренир. |
23,8* +2,1 |
10,4 +1,4 |
17,5* +1,4 |
75,6 +3,3 |
87,5 +4,3 |
77,8 +3,4 |
42,8* +7,9 |
Примечание: * - р < 0,05
Таблица 3. Показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы у подростков с ВСД до и после тренировки дыхания через ДМП (проба Штанге) (n = 7)
Условия исследов. |
ЧСС уд/мин (покой) |
ЧСС уд/мин (после задержки) |
Время задержки дых., сек |
Коэффициент устойчивости к гипоксии отн.ед. |
мальчики |
||||
До тренировки |
79,1+4,1 |
86,8+5,3 |
38,4+2,7 |
2,26+0,21 |
После тренировки |
75,6+3,7 |
78,8+4,7 |
50,7+3,5* |
1,49+0,15* |
девочки |
||||
До тренировки |
81,2+5,2 |
87,3+3,9 |
28,7+2,4 |
3,07+0,42 |
После тренировки |
76,8+3,9 |
80,1+4,0 |
38,9+2,5* |
1,98+0,35* |
Примечание: * - р < 0,05
КЗ подростков существенно снижается, и, неудовлетворительная адаптация системы кровообращения после курса гипоксически-гиперкапнических воздействий становится удовлетворительный.
Следует отметить, что существенно изменились субъективные ощущения испытуемых после курса тренировок. У испытуемых прекратились головные боли, исчезли шум в ушах, субъективные ощущения нехватки воздуха, снизилась утомляемость.
Согласно литературным данным [7,8] эффект применения дыхательного тренажера при лечении гипертонической болезни обеспечивается снижением тонуса мозговых и периферических сосудов, улучшением метаболизма нейронов, функционального состояния мозга, улучшением работы сердца. Эффект адаптации к гипоксии способствует снижению миогенного компонента сосудистого тонуса и развитию антигипертензивного эффекта.
Таблица 4. Показатели гемодинамики и коэффициент здоровья у подростков с ВСД до и после тренировки дыхания через ДМП (n = 7)
Условия исследов. |
СД мм/рт.ст |
ДД мм/рт.ст |
САД мм/рт.ст |
ОПСС дин с см |
Кз |
мальчики |
|||||
До тренировки |
133,7 +3,2 |
85,6 +2,3 |
97,3 +2,4 |
1792,2 + 50,3 |
3,57 +0,32 |
После тренировки |
125,6 +2,5 |
79,0 +1,9 |
89,3* +2,3 |
1695,5 +30,6 |
2,45* +0,29 |
девочки |
|||||
До тренировки |
133,4 +3,1 |
82,8 +2,7 |
95,4 +2,5 |
1561,3 +36,2 |
3,68 +0,38 |
После тренировки |
123,2 +2,6* |
75,1 +2,3 |
86,7* +2,4 |
1452,1 +32,4 |
2,38* +0,27 |
Примечание: * - р < 0,05
Тренировки дыханием через дыхательный тренажер нормализуют симпатическую и парасимпатическую регуляцию сосудистого тонуса, восстанавливают реакцию сосудов на вазоактивные вещества. Повышение функциональной активности мозга и формирование реакций активации, способствует восстановлению нарушенных функций сердечно-сосудистой системы.
Выводы:
1. Тренировки дыханием через ДМП способствуют повышению резервных возможностей кардио-респираторной системы как у детей младшего школьного возраста, так и у подростков с диагнозом ВСД, проживающих в антропогенно-измененной экологически неблагоприятной среде. Это в свою очередь расширяет адаптационные возможности организма детей.
2. После месячного курса дыхательных тренировок у подростков в диагнозом ВСД установлены:
● достоверное снижение систолического и среднего артериального давления;
● увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе и выдохе;
● положительный тренд показателей коэффициент здоровья и коэффициент эффективности расходования резервов в реальных условиях.
3. Гипоксические и гиперкапнические воздействия с помощью дыхательного тренажера ДМП можно рекомендовать для оздоровления организма детей и подростков, проживающих в экологически неблагополучном регионе.
Литература
1. Статистический сборник. О состоянии здоровья населения и системы здравоохранения Восточно-Казахстанской области в 2013- 2014 годах. – Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанское областное управление здравоорхранения – С 54-55.
2. Бондарь И.С. Эколого-медицинская оценка заболеваемости населения Республики Коми / И.С. Бондарь, В.Г. Зайнуллин //Известия Коми научного центра УрО РАН.вып.1(9), Сыктывкар,2012 – с.35-40.
3. Антропова М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10-11 лет / М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др. // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 1. С. 56-61.
4. Иоффе Л.Ц. Повышение функциональных возможностей организма человека путем тренировки дыханием через дополнительное мертвое пространство / Л.Ц. Иоффе, Р.И. Любомирская, В.С. Сверчкова, А.Г. Рехтман, Г.И. Исраилова //Физиология человека. 1987. Т.13. № 2. С. 241-244.
5. Голуб В.И. О прогнозировании адаптационных возможностей и работоспособности при обследовании контингентов людей / В.И. Голуб, О.А. Осипова, В.М. Луфт // Проблемы оценки и прогнозирования функциональных состояний организма в прикладной физиологии - Тезисы доклада 3-его Всесоюзного симпозиума – Фрунзе, 1988 – С 47-48.
6. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.
7. Агаджанян Н. А. Физиологические особенности сочетанного влияния на организм гипоксии и гиперкапнии / Н.А. Агаджанян, В.Г. Двоеносов // Вестн. Восстанов. Медицины. — 2008. — № 1. — С. 4–8.
8. Беспалов А.Г. Влияние гипоксической гиперкапнии на мозговую гемодинамику и толерантность головного мозга к ишемии / А.Г. Беспалов. — Новосибирск, 2003. — 167 с.
Т.Г. Бондарева,
к.б.н., доцент, кафедра «Безопасность жизнедеятельности
и охрана окружающей среды», Восточно-Казахстанский
государственный технический университет
им. Д. Серикбаева (ВКГТУ),
г. Усть-Каменогорск, Казахстан.