Font Size

Cpanel

Актуализация перечня и модификация программ дополнительного профессионального образования в области менеджмента (окончание)

Начиная с 2000 г., в экономике России происходят кардинальные изменения, в частности, либерализация условий бизнеса, реструктуризация хозяйствующих субъектов путём перехода их к новым организационно правовым формам деятельности, модернизация промышленных объектов, входящих в состав предприятий, наращивание видов и объемов производимой продукции и оказываемых услуг, сопровождаемые активным выходом производителей на международные рынки с предложением своей продукции, работ, услуг, в частности, вступлением России в ВТО, в Таможенный союз и в иные международные торговые организации.

Благодаря достигнутому уровню логистики сырье, материалы и комплектующие оперативно поступают в свободные промышленные и транспортные мощности, а готовая продукция транспортируется географически отдаленным потребителям по всему миру. Устранение географических, юридических, отраслевых и внутрикорпоративных препятствий, «всеобъемлющее кооперирование» производителей способствуют возникновению «синергетического» эффекта при осуществлении производственной и бизнес–деятельности, но требуют концентрации внимания на взаимоувязке функционирования сотен разнопрофильных промышленных объектов, входящих в состав предприятий.

ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007:

вводя «ключевые» определения:

непрерывности деятельности (operational continuity), как стратегическую и тактическую способность организации к функционированию на установленном приемлемом уровне при нарушениях ее деятельности, вызванных инцидентами (п.3.19.);

обеспечения непрерывности деятельности (operational continuity management ) как полного процесса управления, предусматривающегой идентификацию возможных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости деятельности организации в условиях инцидента и разработки эффективных ответных мер, обеспечивающих защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность (п.3.19.);

устойчивости организации (resilience) как ее способности противостоять воздействию инцидента, осуществляя свою деятельность (п.3.31);

обеспечения готовности к инцидентам и непрерывности деятельности (incident preparedness and operational continuity management) и стратегии обеспечения непрерывности деятельности (operational continuity strategy);

устанавливая обязательность:

разработки и поддержания организацией процедур идентификации и оценки применимых законодательных, обязательных и иных требований, принятых организацией и связанных с угрозами и риском для оборудования, видов деятельности, продукции, услуг, подрядчиков и цепи поставок;

координации своих действий с действиями аварийных служб и регистрации всех выполненных действий в ЧС, (таких как помощь при стихийных бедствиях и восстановление социальной инфраструктуры), которые выполняют государственные службы в соответствии с действующим законодательством;

следования при разработке СМНБ требованиям нормативно-правовых актов в области здоровья, экологии и обеспечения безопасности;

рассмотрения предприятием возможного воздействия на себя и свои причастные стороны ситуаций, когда по какой-либо причине остановлена или прекращена поставка ключевых продукции или услуг и поддерживающих их критических видов вспомогательных работ, - использует формулировки, идентичные формулировкам, применяемым при разработке в рамках СЭМ, СУОТ, СМК процедур менеджмента применительно к обеспечению техногенной и экологической безопасности, включая защиту от ЧС;

●… дополняя условия инцидентов, кризисов и других опасных событий перечнем возможных воздействий: финансовые потери, воздействия на предоставление услуг, ухудшение или потеря репутации, угрозы личной безопасности, нарушение личной частной жизни, невозможность выполнения установленных законодательных и обязательных требований, влияние на цели и график проекта, без их должного определения и без разъяснения их связи с проблематикой реагирования на инциденты, аварии, ЧС, - тем самым предопределяет возможность решения задачи организации менеджмента непрерывности бизнеса путем ее декомпозиции.

О двух трактовках СМНБ как организационно правовой формы менеджмента непрерывности бизнеса

Представление СМНБ как суперинтегрированной системы менеджмента, разрабатываемой с целью реализации оптимального, (в смысле критерия «эффективность/стоимость»), управления предпринимательской деятельностью (бизнесом) предприятия.

О допустимости трактовки свидетельствует заявление разработчиков стандарта о том, что его модель (структура) заимствована, в частности, из МС ISO серий 9000 и 14000, что и предопределяет совместимость МС ISO/PAS 22399:2007 и иных стандартов менеджмента и открывает возможности для интеграции СМ, разрабатываемых в соответствии с требованиями этих стандартов.

В процессе разработки программы обучения и учебно–методических материалов следует:

трактовать максимизацию прибыли, получаемой предприятием/организацией в результате реализации продукции, выполнения работ, услуг, произведенных с учетом ограничений правового, экономического, социального и политического характера, как «глобальную» цель предпринимательской деятельности (бизнеса); величину прибыли или повышения рыночной стоимости предприятия/организации – как «глобальный» целевой показатель предпринимательской деятельности (бизнеса);

сформировать перечень ограничений правового, экономического, социального и т.д. характера, учитываемых при осуществлении производственной и бизнес–деятельности, на основе законодательства о техногенной и экологической безопасности, о защите от ЧС, об охране ОС и ОТ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ, кодексов о специальной ответственности работников (при осуществлении отдельных видов деятельности), а для предприятий/организаций – участников международных рынков - на основе норм международного права (гуманитарного, экологического, морского, торгового и т.д.);

использовать принципы, положения и требования разработки СМНБ, полученные по результатам систематизации, унификации и дополнений соответствующих положений не только МС ISO 9001, 14001, 19011, BS OHSAS 18001 и идентичных им национальных российских стандартов, но и PAS 99:2012 Specification of common management system requirements as a framework for integration, ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента»;

акцентировать внимание на тех «новеллах», которые стандарт вносит в методологию менеджмента по сравнению с PAS 99:2012, ГОСТ Р 53893-2010 и наличие которых позволяет обоснованно утверждать, что разрабатывается суперинтегрированная СМНБ.

Представление СМНБ как системы менеджмента готовности к инцидентам (нештатным ситуациям), авариям, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, экстремальным ситуациям социально-экономического и политического характера.

О допустимости трактовки свидетельствует «заимствование» принципов, «ключевых» положений и требований, закрепленных разделом «Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия» ряда международных и национальных российских стандартов ИСО и МС ISO 20121:2012.

В процессе разработки программы обучения и учебно–методических материалов следует:

трактовать минимизацию времени «простоя» (или работы в «нештатном» режиме) промышленных объектов, входящих в состав предприятия, по причине: инцидентов; аварий; объявления ЧС и принятия мер по ограничению производственной деятельности в условиях ЧС; приостановления производственной деятельности при получении информации от систем экомониторинга о наступлении неблагоприятных метеорологических условий; приостановления производственной деятельности при выявлении несоответствия качества продукции, работ, услуг требованиям потребителя, или нарушений требований ОТ и охраны ОС, или получения соответствующего предписания уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, или введения экономических санкций и т.д. как «глобальную» цель организации менеджмента … готовности к инцидентам (нештатным ситуациям), авариям, ЧС, экстремальным ситуациям социально-экономического и политического характера, но не непрерывности бизнеса; время простоя или функционирования промышленных объектов, входящих в состав предприятия, в режиме введенных ограничений как целевой показатель управления непрерывностью деятельности по обеспечению готовности к инцидентам (нештатным ситуациям), авариям, ЧС, экстремальным ситуациям социально-экономического и политического характера, но не непрерывностью бизнеса; возможность трактовки СМНБ как « Системы менеджмента готовности к инцидентам…» в какой–то мере подтверждается присутствием в наименовании стандарта слов «менеджмент непрерывности бизнеса» и слов «…по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности»;

сформировать «ограниченный», (в сравнении с перечнем, упомянутым в п. 4.2.3.10.2.), перечень ограничений правового, экономического, социального, политического характера, используемых в процессе решения задачи организации управления готовностью…, ориентируясь, прежде всего, на законодательство о защите населения и территорий от ЧС;

акцентировать внимание на реальной возможности декомпозиции задачи организации управления готовностью к инцидентам (нештатным ситуациям), авариям, ЧС, экстремальным ситуациям социально - экономического и политического характера, «сводя» ее к последовательно решаемым задачам организации управления качеством, охраной ОС и ОТ.

Об «общем» и «частном» методологии разработки процедур и документации систем менеджмента в контексте модификации программ

Стандарты используют общепризнанные принципы организации менеджмента, «ключевые» положения стандартов менеджмента ИСО, прежде всего, 9001, 14001, 19011, модель PDCA, «процессный подход», и подтверждают:

возможность выбора разработчиком СМ методик, лежащих в основе разрабатываемых процедур (процессов) менеджмента и допустимость их унификации;

отсутствие требований по количественным значениям целевых и плановых показателей, обосновываемых с использованием процедур менеджмента мероприятий;

отсутствие норм, подменяющих нормы, закрепленные национальным законодательством;

обязательность проверки соответствия деятельности предприятия национальному законодательству, требованиям потребителя и требованиям, добровольно принятым предприятием.

Отмеченное, являясь «общим» для перечисленных стандартов:

предопределяет совместимость стандартов и принципиальную возможность разработки СМУС и СМНБ как «суперинтегрированных», удовлетворяющих требованиям BS PASS 99, составляющими частями которых должны явиться совместимые СЭМ, СУОТ, СМК и иные системы управления, ранее внедренные предприятием;

открывает принципиальную возможность разработки: СМУС путем последовательной декомпозиции задачи организации менеджмента устойчивости событий на последовательно решаемые задачи организации управления устойчивостью спортивных, деловых, культурных и политических локальных и мега-мероприятий; СМНБ - путем последовательной декомпозиции задачи организации менеджмента непрерывности бизнеса на «более компактную» задачу организации управления готовностью к нештатным ситуациям, авариям, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и экстремальным ситуациям экономического и политического характера; на последующих этапах разработки и СМУС, и СМНБ целесообразен, (опять же в смысле «компактности» решаемых задач), переход к организации менеджмента экологического, охраны труда, качества продукции, работ, услуг, т.е. к организации управления факторами техногенного, экологического, социально–экономического характера, успех которой в конечном итоге определяет устойчивость событий и непрерывность бизнеса.

Стандарты, заимствуя из МС ISO серий 9000 и 14000 и ряда других стандартов «ключевые» термины и понятия:

устанавливают принципы, основные положения и определения, как замечают их разработчики, - для понимания, создания доверия общества, партнеров, потребителей и клиентов к предприятию;

содержат методы, которые …могут позволить государственным и частным организациям: исследовать воздействующие факторы при возникновении не умышленных, преднамеренных или природных инцидентов (например, авария, кризис или стихийное бедствие); разработать необходимые действия, направленные на контроль за инцидентом и принятие надлежащих мер; оценить свою способность к их выполнению;

содержат общую схему обеспечения готовности, применимую к организациям всех видов деятельности и размеров, позволяющую учесть разнообразие их географических, культурных, экономических, национальных, политических и социально-бытовых особенностей;

не устанавливают конкретную модель применения, но предоставляют ряд методов идентификации и поиска решений с учетом ресурсов организации;

не устанавливают абсолютные требования к системе IPOCM, но устанавливают обязательность формирования критериев приемлемости операций и документирования необходимых процедур управления;

рекомендуют при использовании традиционного подхода к организации менеджмента риска, основанного на показателях воздействия и времени, исследовать воздействие, а не его причины, поскольку не все события, которые могут произойти, можно предсказать; отметим, что эта рекомендация противоречит общепризнанному методологическому подходу к организации анализа соответствующих причинно – следственных связей.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что при разработке дополнительной профессиональной программы и учебно-методических материалов обязательны:

четкость и однозначность определений используемых принципов и основных положений разработки СМ, общей схемы обеспечения готовности, обладающей, по заверениям разработчика стандарта, уникальными свойствами; области применения упоминаемых методов, для которой доказана их результативность; критериев приемлемости операции, а также количественных и качественных показателей понимания, доверия общества, партнеров, потребителей и клиентов к предприятию;

информирование … о ряде методов идентификации и поиска решений с учетом ресурсов организации, о конкретной модели применения системы IPOCM, упоминаемых в стандартах;

акцентирование внимания на принципиальной значимости исследования воздействия и его причины (источника), т.к. результаты исследования являются исходным материалом для формирования предложений юридического, инженерно–технического и социально-экономического характера по предупреждению инцидентов, аварий, ЧС, разработки превентивных мер и корректирующих мероприятий;

трактовка понятия аспект как элемента производственной деятельности/ технологического процесса, реализуемого с использованием технических устройств, оборудования, управляемого квалифицированными работниками производственных подразделений, (отделов, служб, участков, площадок, цехов), выполняющими в соответствии с регламентами, производственными инструкциями и т.д. функции, закрепленные должностной инструкцией; результатом технологического процесса являются продукция, работа, услуга;

трактовка понятия бизнес–операция как элемента предпринимательской деятельности (бизнеса)/«интеллектуального» (творческого) процесса, выполняемого квалифицированными работниками отделов юридического, финансового, бюджетирования, планового, закупок, организации труда и заработной платы, управления персоналом и т.д. с использованием соответствующего методического и информационного обеспечения в соответствии с функциями, закрепленными их должностной инструкцией. Результатом выполнения процесса является «интеллектуальный» продукт, например: технические требования к проектной документации для разработки технических устройств, оборудования, проведения мероприятий, ориентированных на снижение влияния на ОС, улучшение условий труда, качества продукции; план прикладных и исследовательских работ; задание на проектирование, разработку и экспертизу проектно-сметной документации для строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов; бюджет как результат периодически повторяющихся процедур формирования, согласования и утверждения проектов бюджетов, контроля их исполнения, экономического анализа отклонений (мониторинга) и внесения при необходимости корректировок при текущем и оперативном планировании; процесс закупок товаров и услуг для осуществления регулируемых видов деятельности, усовершенствованный, (в соответствии с «Основными направлениями совершенствования системы государственного регулирования в инфраструктурных секторах», одобренных на заседании Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 40, и требованиями к организации закупок, представленных п.7.4. МС ISO 9001), путем обеспечения прозрачности закупочной деятельности и повышения эффективности закупочных процедур; регламент открытых конкурсов на размещение заказов, проведение торгов и порядок подготовки, заключения и контроля исполнения договоров; требования к подрядным организациям и методики проверки их финансового состояния, технической оснащенности, квалификации персонала, готовности к выполнению договорных работ; программы и методики приемо-сдаточных испытаний на поставляемую продукцию, входного контроля оборудования, сырья и материалов; регламент претензионно-исковой работы; маркетинг и реклама ( понимаемые в контексте требований раздела «Связь с потребителями» МС ISO 9001 ISO 14001, раздела «Информационные связи» BS OHSAS 18001.

ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007, вводя требование об обязательности разработки и документирования процедур идентификации значимых аспектов и планирования действия (мероприятия), в целях снижения интенсивности вредных и опасных факторов как техногенного характера, обусловленных проведением технологических процессов, так и экологического характера, «сопутствующих» проведению технологических процессов и бизнес–операций, тем не менее, не содержит рекомендаций по методикам оценки значимости и приоритета аспектов и факторов, которые могли бы быть использованы при определении перечня мероприятий, включаемых в программу менеджмента. В разрабатываемые учебно-методические материалы должны быть включены соответствующие рекомендации.

МС ISO/PAS 22399:2007 предусматривает обязательность разработки и утверждения высшим руководством на планируемый период производственной и бизнес-деятельности предприятия/организации «выходных» документов:

Программа обеспечения непрерывности деятельности (operational continuity management program): процесс управления, поддерживаемый высшим руководством и обеспечиваемый необходимыми ресурсами, направленный на осуществление необходимых мер по идентификации воздействия возможных угроз, поддержку стратегии непрерывности деятельности и планов восстановления деятельности, а также на обеспечение непрерывности производства продукции и оказания услуг путем обучения персонала и проведения учений, внедрения, анализа и поддержания в рабочем состоянии системы обеспечения непрерывности деятельности организации (п. 3.21);

Программа обеспечения готовности к инцидентам и непрерывности деятельности, (Программа IPOCM, п. 6.7.), в состав которой входят: основные компоненты, а именно, создание структуры IPOCM, организационные мероприятия по ее внедрению и постоянное обеспечение непрерывности деятельности организации (п. 5.1.); программа предупреждения и снижения последствий инцидентов, программа управления ответными мерами и программа управления неотложными аварийными мероприятиями (п.6.7.1.);

Стратегия внедрения программы IPOCM , разработка и реализация рабочей группой которой предусмотрена пунктом 5.6 «Организационная структура внедрения программы IPOCM»;

План управления в условиях инцидента (incident management plan), детально разработанный и документально оформленный, предназначенный для использования в условиях инцидента, устанавливающий необходимые для управления в условиях инцидента персонал, ресурсы и действия (п.3.13);

План обеспечения непрерывности деятельности (operational continuity plan), содержащий набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента (п.3.23).

При разработке дополнительной профессиональной программы и учебно-методических материалов необходимо: - руководствоваться общепринятым определением Программы менеджмента не как процесса, а как документа третьего уровня иерархии документации СМ, содержащего цели (и целевые показатели), задачи (и плановые показатели), источники финансирования, сроки выполнения, лиц, ответственных за выполнение и контроль выполнения намеченных задач (мероприятий) на соответствующий период планирования производственной и бизнес–деятельности;

обратить внимание обучаемых на обязательность разработки Плана работ по совершенствованию СМНБ;

предусмотреть процедуры диверсификации разрабатываемых в рамках СМ Программы менеджмента и Плана работ по совершенствованию СМ путем включения содержащихся в них предложений в программные и плановые документы, традиционно разрабатываемые организацией на каждом цикле кратко-, средне-, долгосрочного планирования производственной и бизнес–деятельности, что обеспечит их обсуждение и финансирование, (если будет признана их обоснованность), в полном соответствии с регламентами планирования, принятыми предприятием (корпорацией), и исключит практику «внеплановой» корректировки действующих планов и программ производственной и бизнес–деятельности предприятия.

Заключительные положения

Обучение разработчиков и внутренних аудиторов СМУС и СМНБ целесообразно организовать в соответствии с дополнительными профессиональными программами «Разработка, внедрение и внутренний аудит системы менеджмента устойчивости событий, совместимой с системами менеджмента качества, экологического, охраны труда», «Разработка, внедрение и внутренний аудит системы менеджмента непрерывности бизнеса, совместимой с системами менеджмента качества, экологического, охраны труда», формируемыми на основе дополнительной профессиональной программы «Разработка, внедрение и внутренний аудит интегрированной системы менеджмента, составными частями которой являются совместимые системы экологического менеджмента, охраны труда и качества».

При формировании дополнительной профессиональной программы и подготовке учебно–методических материалов необходимо следовать требованиям «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и использовать методический подход, предложенный Серовым Г.П., Селивановой М.В. [ 4 ], Учебно–практическое руководство [5] и Методическое руководство [6].

Учитывая «глобальность» и масштабность реализуемых с использованием СМУС и СМНБ мега–мероприятий, необходимость проведения которых обусловлена «уникальными событиями», ЧС, экстремальными ситуациями экономического, социального, политического характера, имея ввиду обязательность высокого качества и результативности дополнительного образования, как приоритетную цель обучения следует рассматривать привитие обучаемым практических навыков:

оценки приоритета области менеджмента (в рассматриваемом случае - менеджмента устойчивости события и/или непрерывности бизнеса), актуализации политики в приоритетной области менеджмента, обоснования требуемого финансирования на разработку (или на поддержание в рабочем состоянии) СМ в связи, либо с принятыми компетентными органами стратегией, доктриной, политикой, концепцией, решения об участии в программе выполнения локального или мега–мероприятия, либо в связи с каким–то « уникальным» событием и т.д.; при этом рекомендуется использовать методический подход, предложенный авторами настоящей статьи в работе[7];

систематизации в рамках работ по формированию и развитию системы технического регулирования предприятия/организации норм законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о потенциально опасных и о критически важных объектах, о градостроительной деятельности, техногенной и экологической безопасности, включая защиту от ЧС, об охране ОС и о ресурсоэнергосбережении, об охране труда и профессиональной безопасности и т.д.;

вовлечения работников в деятельность по постоянному улучшению СМ, расстановки кадров с соответствующим разграничением прав, обязанностей и ответственности между ними и юридически корректным закреплением принятых решений (в контексте требований трудового законодательства);

применения при подготовке предложений в Программу менеджмента общих положений системотехники, методов исследования операций, (оценки рисков и принятия решений), технической кибернетики, ориентирующих на организацию «полного цикла» управления производством продукции, работами и услугами, заканчивая их поставкой заказчику;

использования различных форм государственной поддержки бизнеса (предпринимательской деятельности), в частности, налоговых и иных льгот при проведении работ по сертификации и аудиту;

обеспечения совместимости СМ, систем технического регулирования, организации работ по промышленной, пожарной, экологической безопасности, по охране труда, управления безопасностью дорожного движения, управления персоналом, организационной структуры и задач предприятия как объектового звена функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что принципиально в контексте организации управления устойчивостью событий и непрерывностью бизнеса;

участия в обучении работников предприятия/организации по поддержанию СМ в рабочем состоянии и по привлечению их к формированию предложений в рамках работ по постоянному улучшению СМ.

Полагая, что требования стандартов менеджмента об обязательности повышения компетентности, осведомленности работников предприятия/организации вполне резонно отнести и к педагогическим работникам, целесообразны по мере издания новых стандартов менеджмента и приобретения опыта их использования организация тематических семинаров, «круглых столов», комментариев, публикаций и т.п.

Послесловие

Качество и результативность дополнительного профессионального обучения во многом зависят от понимания педагогическими работниками направлений совершенствования стандартов менеджмента и их умения организовать обсуждение наиболее перспективных направлений с обучаемыми. Это позволит подготовить работников предприятий/организаций, прошедших обучение, к оперативному и компетентному реагированию на введение, как новых стандартов менеджмента, так и дополненных версий действующих стандартов, и тем самым обеспечить непрерывное совершенствование СМ, внедренных предприятием/организацией.

Комитет ИСО/ТК 176/ПК2 завершает разработку новых версий МС ISO 9001:2015 , ISO14001:2015. Создан комитет ISO/PC 283 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья», задачей которого является разработка МС ISO 45001:2016 «Системы менеджмента охраны здоровья и труда. Требования».

Большая часть разделов подготавливаемых стандартов, как поясняют их разработчики, в основном отражает требования действующих редакций МС ISO со значительными изменениями и дополнениям. Стандарты должны: обеспечить стабильный базовый набор требований на 10 лет и далее; оставаться универсальными и применимыми в организациях всех типов и размеров, работающих в любом секторе; сохранять существующую ориентацию на эффективное управление процессами; учитывать практику применения технологий СМ; отражать изменения все более сложной, требовательной и динамичной среды, в которой работают организации; обеспечить эффективное внедрение требований стандартов и их оценку соответствия 1-ой, 2-ой и 3-ей стороной; использовать простой язык и стиль, способствующий пониманию и непротиворечивой интерпретации требований.

Стандарты ISO составлены по единому шаблону, имеют общие определения и структуру, включающую10 разделов: Область применения; Нормативные ссылки; Термины и определения; Контекст организации; Лидерство; Планирование; Поддержка; Операционная деятельность; Оценка деятельности: мониторинг, измерение, анализ и оценка, внутренний аудит и анализ со стороны руководства; Улучшение: несоответствия, корректирующие действия и постоянное улучшение.

Примечательно, что МС ISO 9001:2015… будет позиционировать себя как стандарт для систем менеджмента бизнеса, т.е. становится реальным инструментом для управления бизнесом, в то время как МС ISO 9001:2008 рассматривается как стандарт менеджмента качества. В основу модели ISO 9001/9004 могут лечь «ключевые» темы: интеграция «мышления на основе рисков»; больший акцент на принципы менеджмента качества; лучшее выстраивание процессов управления предприятием; «конечные результаты» (соответствие продукции и результативность процессов); менеджмент знаний; менеджмент жизненного цикла (Life cycle management, ISO 14040:2006); улучшение и инновации; время/скорость/ловкость; технологии и изменения в информационных технологиях; включение инструментов качества как 6 сигм, QF,Dbenchmarking; из их редакции исключено понятие «предупреждающие действия», ссылки на «записи» и «документацию» сменены ссылками на «документированную информацию».

Однако отмечается, что у новой версии стандарта уже появились критики: Кристофер Парис, эксперт консалтинговой компании «Oxebridge», в своем видеоблоге отметил, что новая редакция, судя по всему, только даст новую пищу для споров между заинтересованными сторонами при сертификации и внедрении стандарта.

Кроме того, возникают вопросы: не вступит ли в противоречие разрабатываемая версия МС ISO 9001:2015, (как реального инструмента для управления бизнесом), с действующим ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007 «Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности»; не означает ли разработка МС в предполагаемом формате о трактовке ими ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007 как стандарта менеджмента готовности к инцидентам и непрерывности деятельности (но не бизнеса), о чем авторами предлагаемой статьи было сказано выше.

Касательно МС ISO 14001:2015, разработчики, предполагая сохранить все достижения, принесшие ему успех, включают в его содержание новые элементы, в частности, высокоуровневую структуру (HLS), согласованную с требованиями lSO 9001, ISO 50001, и т.д.; обязательность согласования СЭМ с общей стратегией организации (концепция рисков и возможностей); углубленный подход к экологической эффективности в стратегии; повышенное внимание к требованиям заинтересованных сторон (процесс внешней коммуникации и классификации AES).

К сожалению, недостаточность информации о новых стандартах менеджмента не дает возможности понять то принципиально новое, те инновации, которые позволят рассматривать их введение в действие как действительно адекватную реакцию на усложнение сопутствующих производственной и бизнес–деятельности предприятия/организации факторов техногенного, экологического, социально–экономического, культурного, спортивного, политического и т.д. характера, о которых постоянно упоминают разработчики стандартов.

Заметим, что введение в действие МС ISO 20121:2012, ориентированного на …оказание помощи всем участникам цепи поставок , включая организаторов, менеджеров, монтажников стендов, организаторов питания и логистиков, для успешного выполнения локальных и мега-мероприятий любого типа - спортивных, деловых, культурных и политических, учитывая аспекты экологической устойчивости и обеспечивая положительное влияние на экологию мероприятий, а также ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007, ориентированного на оказание помощи предприятиям/организациям всех типов для успешного проведения бизнеса (производственной и бизнес–деятельности), предусматривающих разработку и последующую сертификацию «суперинтегрированных» СМУС и СМНБ, уже есть не что иное, как попытка адекватной реакции на «глобальные» изменения (точнее, «скачки») экономической и политической обстановки, (предсказать появление которых не представляется возможным ни государственным деятелям, ни политологам, ни социологам, ни специалистам в области точных наук), а в последние годы и на события, обусловленные политическими решениями, спонтанно принимаемыми «с учетом сложившейся ситуации». Однако, все отчетливее звучат высказывания и политиков, и специалистов–аналитиков о том, что управление мега-мероприятиями в указанных ситуациях в ряде случаев реализовано, а «хаос» предопределен реально существующими организаторами и в действительности оказывается «управляемым», но с использованием иного инструментария.

И. Пригожиным и И. Стенгерс сделан вывод о существовании структур, систем, для которых не выполняется условие термодинамического равновесия и которые характеризуются спонтанным появлением сложной, зачастую хаотичной структуры («Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», 1979г.). Тем самым в исследования естественнонаучных процессов внесено понятие неравновесности или одновременного сосуществования порядка и беспорядка, т.е. энтропии. Показано, что повышение энтропии в физических системах не только приводит к разрушению физической системы, но и открывает возможность для перестройки этой системы в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Количество возможных путей развития системы после точки бифуркации не сводится к двум – либо погибнуть от роста энтропии, либо каким-либо образом ее понизить, а может быть огромным (http://voprosik.net/chto-takoe-teoriya-upravlyaemogo-xaosa/). Указанные выводы явились катализатором разработки теории «управляемого хаоса» («контролируемой нестабильности»).

Научным сообществом общепризнано, что теория «управляемого хаоса» – это чрезвычайно интересный феномен, который требует специального изучения, свободного от идеологических пристрастий и поспешных оценок. Основы теории изложены С.Манном, функционером Государственного департамента США, в докладе «Реакция на хаос», сделанном на конференции по проблемам современных международных отношений (Институт сложности; Санта-Фе, 1998 г.).

Сундиевым И. [10] названы работы, способствующие пониманию форми­рования новых «социальных» техно­логий и сути мировых процессов с позиций теории «управляемого хаоса», «Ненасильственные действия: изучение контроля над политиче­ской властью» (Д. Шарп, Оксфорд, 1968 г.),»; «Тео­рия хаоса и стратегическая мысль», (С. Манн, журнал Национального военного колледжа, Вашингтон, 1992 г.), «Умная толпа: новая со­циальная революция» (Говард Рейнгольд, 2002 г.), положившая начало распространению новых форм социальной организации, осно­ванных на массовом использовании информационных технологий.

Однако, судя по названным работам, развитие теории и перевод ее положений в практику организации управления конфликтными ситуациями, мега–мероприятиями, событиями и т.д. проводится специалистами, не только не свободными от «идеологических пристрастий», но и в четко определенных «политизированных» целях, например, формирования идейной основы «оранжевых революций», соединения теории с геополитическими концептами за­воевания превосходства, «усиления эксплуатации критичности» и «созда­ния хаоса» у противника как инстру­мента обеспечения национальных интересов США путем организации смены режимов в дру­гих странах; при этом обозначены средства создания хаоса на той или иной территории: содействие либеральной демо­кратии; поддержка рыночных реформ; повышение жизненных стандар­тов, прежде всего элит; вытеснение традиционных цен­ностей и идеологии.

Лепский В.Е. [11], отмечая, что традиционное представление об управлении родилось в контексте классической науки и ограничилось описанием отношения между исследователем и объектом схемой «субъект - объект», которое было положено в методологические основы построения кибернетики, обращает внимание на принципиальную ограниченность этого подхода при попытках моделирования социальных систем, конфликтных взаимодействий, процессов общения, социальных и психологических феноменов. Поведение объекта управления в этих ситуациях оказывалось существенно зависящим от отношений с исследователями, от «модели ситуации, которую строил объект», от целей объекта и исследователя и их взаимных представлениях. Это потребовало перехода в управлении от парадигмы «субъект – объект» к парадигме «субъект – субъект» …и предполагает введение в контекст любых научных исследований «полисубъектной среды», которая включает в себя наряду с различными типами субъектов совокупность ценностей мирового культурного развития и сама рассматривается как саморазвивающаяся система. Парадигма «субъект – полисубъектная среда» становится ключевой для теории управления, под которым понимается не жесткая детерминация систем, а «мягкие формы управления» — создание условий для развития систем. Парадигма управления «субъект — полисубъектная среда» может использоваться не только для управления развитием социальных систем, но и для их разрушения и снижения способности к развитию. Попытки реализации ключевых положений теории и использованием инструментария «управляемого хаоса» на постсоветском пространстве сопровождались перестройкой массового сознания и мировоззрения посредством жесткого воздействия современных средств, манипуляций духовной сферой человека с применением информационных и социально-культурных технологий. В центре внимания оставалась задача разрушения субъектности развития основных участников реформационного процесса (государства, общественных и политических сообществ, социальных институтов).

Сказанное не только подтверждает существование необходимости поиска принципиально новых (инновационных) решений по организации менеджмента, но и обозначает одно из возможных направлений исследований «с выходом» за рамки технической кибернетики и системотехники.

Литература

1. Кузьмина К.С. Экология как орудие маркетинга на мировом рынке.// «Экологический Вестник России», № 6, 2014.

2. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. «О рассуждениях на тему экоаудита, экоаудиторской деятельности: что «лучше» - саморегулирование, лицензирование или аккредитация?»//«Экологический Вестник России», № №10 и 11, 2014.

3. Веревкин Л. П., статья о Социальной Ответственности Бизнеса. // журнал «МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: экономические и социальные перемены», №1 (95), январь-февраль 2010.

4. Серов Г.П., Селиванова М.В. О методическом подходе к организации оценки результативности дополнительного профессионального обучения разработчиков и внутренних аудиторов систем менеджмента.// «Экологический Вестник России», № 6, 2014.

5. Мазилова Г.А., Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. Учебно – практическое руководство «Разработка, внедрение и внутренний аудит Системы менеджмента непрерывности бизнеса, совместимой с иными системами менеджмента и управления»; г. Ярославль, НОУ ДПО «ЦЕНТР – ИНФОРМ», 2014г.

6. Мазилова Г.А., Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. Методическое руководство «Актуализация перечня и модификация программ дополнительного профессионального образования в области менеджмента», г. Ярославль, НОУ ДПО «ЦЕНТР – ИНФОРМ», 2014.

7. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. О методологии разработки (актуализации) политики в области менеджмента и корректировке программ дополнительного профессионального образования//«Экологический Вестник России», № 8, 2014.

8. Дополнительная профессиональная программа «Разработка, внедрение и внутренний аудит системы менеджмента непрерывности бизнеса, совместимой с системами менеджмента экологического, охраны труда, качества», НОУ ДПО «ЦЕНТР – ИНФОРМ», 2014.

9. Дополнительная профессиональная программа «Разработка, внедрение и внутренний аудит системы менеджмента устойчивости событий, совместимой с системами менеджмента экологического, охраны труда, качества», НОУ ДПО «ЦЕНТР – ИНФОРМ», 2014.

10. СУНДИЕВ И., «Управляемый хаос». Социальные технологии в массовых беспорядках. http://www.svom.info/entry/262-upravlyaemyj-haos/ .

11. Лепский В.Е. «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА – ОРУЖИЕ РАЗРУШЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ РАЗВИТИЯ», http://spkurdyumov.ru/what/texnologii-upravlyaemogo-haosa/

 

Г.П. Серов,

д.ю.н., к.т.н., профессор,

НП «Экологическая аудиторская Палата»,

г. Москва,

Л.А. Смоленцева,

директор,

ООО «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

М.В. Селиванова,

директор,

НОУ ДПО ССМ «ЦЕНТР-ИНФОРМ»,

г. Ярославль