Font Size

Cpanel

Проблемы и подходы к комплексному решению вопросов охраны водных ресурсов с использованием и сбросом сточных вод

UdenkoКачественный состав вод поверхностных водных объектов формируется как за счет природных, так и за счет антропогенных факторов. На территории города Москвы и Московской области протекает 353 реки разной протяженности. Количество прудов и водохранилищ составляет 1213, озер - 19. При этом огромное влияние на состояние водных объектов оказывает поступление сточных вод от предприятий и организаций городов и населенных пунктов.

Автор продолжает тему о проблемах государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды (ЭВР № № 6, 9, 2013), в частности в сфере водных отношений, в сфере комплексного решения вопросов охраны водных ресурсов с использованием и сбросом сточных вод.

На территории г. Москвы и Московской области имеется более 1260 очистных сооружений биологической и механической очистки, на которых производится очистка порядка 8703 тысяч м3/сутки сточных вод, в том числе 850 очистных сооружений для очистки хозбытовых и производственных сточных вод общей мощностью 12345 тыс. м3/сут. Общий объем сточных вод, проходящих очистку на очистных сооружениях биологической очистки составляет 7980 тыс. м3/сут., из которых около 12% составляют сточные воды, сформированные после использования в производстве.

Общий объем вод подвергаемых очистке сопоставим с расходом воды реки Москва в устье (150 м3/сек), все было бы нет плохо – если бы не было так плохо из вышеперечисленных очистных сооружений ~ 95% работают в режиме, не соответствующем экологическим требованиям.

Большинство очистных сооружений, (в основном обслуживающих население и промышленные предприятия области) построены и введены в эксплуатацию до 1981 года, что характеризует их как сооружения устаревшей конструкции, не отвечающие современным экологическим требованиям. Кроме того, эксплуатация очистных сооружений производится неудовлетворительно, ремонт носит эпизодический характер, что также отражается на качестве очищаемых сточных вод.

Основной причиной неудовлетворительной работы очистных сооружений является техническая отсталость, неудовлетворительная эксплуатация, перегрузка по гидравлике (поступление объема сточных вод значительно превышающее мощность очистных сооружений), а также перегрузка по концентрации сточных вод (поступление сточных вод производственного характера) что приводит к ухудшению их работы.

По последним данным, 307 предприятий сбрасывают сточные воды в городскую канализацию с объемом более 200 м3/сутки без достаточной предварительной очистки, что приводит к ухудшению работы приемника этих сточных вод.

На территории городов и районов Московской области ведется активное строительство объектов жилого фонда, необеспеченное соответствующими мощностями очистных сооружений, что в результате приводит к значительной перегрузке существующих очистных сооружений, а порой и к сбросу без очистки.

Исходя из анализа выдаваемой разрешительной документации на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, имеющимся в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, практически все очистные сооружения работают в режиме, не соответствующим экологическим требованиям по сбросу сточных вод в окружающую среду: из них 780 очистных сооружений имеют сброс, превышающий нормативный, более чем по трем показателям.

Практика осуществления функции по государственному экологическому контролю и надзору способствует выявлению причин неэффективной работы очистных сооружений, характерными причинами которых, как правило, являются:

● перегрузка по гидравлике и устаревшая конструкция очистных сооружений;

● значительная изношенность оборудования и неудовлетворительная эксплуатация;

● перегрузка по концентрации сточных вод.

Наиболее крупными и приносящими значительный ущерб водным объектам остаются очистные сооружения г. Лыткарино, г. Можайска, г. Жуковского, г. Домодедово, г. Чехов, г. Волоколамска, г. Икша (экономический ущерб, наносимый водному объекту - р. Москве составляет около 100 млн. руб. в год).

До 1980 г. было построено более 650 очистных сооружений, которые после ввода в эксплуатацию ни разу не ремонтировались.

Значительное количество очистных сооружений представляет собой поля фильтрации, работающие на принципе почвенного поглощения и очистки через почвенные бактерии. Таких очистных сооружений более 100 на территории Московской области, в т.ч. 12 очистных сооружений в Волоколамском районе, 10 очистных сооружений в Коломенском районе, 9 очистных сооружений в Можайском районе, 7 очистных сооружений в Дмитровском районе, по 6 очистных сооружений в Ногинском и Одинцовском районах, 5 очистных сооружений в Наро-Фоминском.

В настоящее время эксплуатируются очистные сооружения несовершенной конструкции, которые представляют собой биофильтры не позволяющие очистить сточные воды до необходимых нормативных параметров, всего таких очистных сооружений 65 из них в Истринском районе ‑ 11; в Подольском - 7; в Наро-Фоминском - 6.

При традиционной очистке, самой эффективной из которых является биологическая, основные вещества, которые подлежат очистке из наиболее часто встречающихся в сточных водах 18 показателей подвергаются очистке только 6. Все остальные вещества, включая растворенные металлы на существующих очистных сооружениях могут осаждаться в иловых осадках, либо выносятся со сточными водами в водные объекты.

Сброс сточных вод с Курьяновских очистных сооружений пронормирован по 22 загрязняющим веществам, из них 13 веществ сбрасываются с превышением допустимых концентраций, это: взвешенные вещества, нефтепродукты, БПК, нитриты, нитраты, азот аммонийный, фосфаты, медь, цинк, алюминий, марганец, железо, трилон-Б.

Сброс сточных вод с Люберецких очистных сооружений пронормирован по 17 загрязняющим веществам, из них 9 веществ сбрасываются с превышением допустимых концентраций, это: нефтепродукты, БПК, нитриты, нитраты, азот аммонийный, фосфаты, медь, цинк, железо.

Сброс сточных вод с Южно-Бутовских очистных сооружений пронормирован по 19 загрязняющим веществам, из них 3 вещества сбрасываются с превышением допустимых концентраций (медь, цинк, железо).

Сброс сточных вод с Зеленоградских очистных сооружений пронормирован по 15 загрязняющим веществам, из них 4 вещества сбрасываются с превышением допустимых концентраций (никель, медь, цинк, железо).

Сброс сточных вод со станций водоподготовки (Северная и Западная) пронормирован по 4 загрязняющим веществам. Из них 1 вещество сбрасывается с превышением допустимых концентраций (алюминий).

Отсутствием финансирования не лучшим образом сказывается на работе очистных сооружений и как следствие, на состоянии водных объектов.

Новейшие технологии для эффективной очистки сточных вод, реализация комплексного подхода к использованию воды в системах оборотного и повторного водоснабжения – вот что позволит снизить нагрузку как по гидравлике, так и по концентрации на существующие очистные сооружения.

Максимальное использование ливневого стока в производственных и хозяйственных целях с системой его сбора, аккумулирования и дальнейшего использования - позволит уменьшить изъятие воды из поверхностных и подземных водных объектов и защитит их от истощения. Сокращение изъятия природной воды из поверхностных и подземных объектов позволяет уменьшить объем сброса сточных вод, что в свою очередь влечет за собой уменьшение количества загрязняющих веществ при сбросе в окружающую среду и повышение эффективности очистки сточных вод.

Сегодня коэффициент оборотного водоснабжения в целом по региону не превышает 15% а, следовательно, огромное количество свежей воды забирается на производственные нужды из окружающей среды.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» ориентирует нас на комплекс мер, направленных на сохранение, сбережение водных ресурсов, недопущение ухудшения их качества, а также восстановление водных объектов, а исходя из анализа большинства норм Водного кодекса Российской Федерации усматривается направление на использование водных объектов в целях реализации рыночных отношений. Платность водопользования предполагает максимальную прибыль от продажи воды как ресурса, что в наших специфических условиях, автоматически отодвигает на второй план проведение мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов и защиту водных объектов от негативного воздействия (ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Департаментом Росприроднадзора по ЦФО, основными функциями которого является осуществление контроля и надзора во всех областях окружающей среды, в том числе в области охраны и использования водных объектов при реализации своих полномочий наблюдается рост правонарушений из года в год.

Наиболее распространенными видами правонарушений в области охраны и использования водных объектов являются:

● самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, указанный состав регламентирован ст. 7.6 Кодекса об административных правонарушениях и установлены штрафные санкции в виде: административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

● несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, новый состав правонарушения в области охраны водного объекта введен Федеральным Законом от 21.10.2013г. № 282 – ФЗ и содержится в норме статьи 8.12 (1), виде взысканий налагает: административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

● нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, названный состав правонарушения содержится в части 1 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях, которой установлены штрафные санкции в размере: административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей;

● нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, данный состав правонарушения предусмотрен частью 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях и установлены штрафные санкции в виде: штраф на граждан в размере от полутора тысяч рублей до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от трех тысяч рублей до четырех тысяч рублей и на юридических лиц от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей;

● использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, состав правонарушения определен частью 1 статьей 8.42 КоАП РФ и предусмотрены штрафы на граждан в размере от трех тысяч рублей до четырех тысяч, на должностных лиц – от восьми тысяч рублей до двенадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от двухсот тысяч рублей до четырехсот тысяч рублей;

● использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами…, состав правонарушения определен частью 2 статьей 8.42 КоАП РФ, за указанное нарушение предусмотрены штрафы на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч рублей до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей;

● нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления, новый состав правонарушения в области охраны водного объекта, который введен Федеральным Законом от 21.10.2013г. № 282 – ФЗ, содержится в норме части 1 статьи 8.44, в виде взысканий установлено: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей;

● повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей, который введен Федеральным Законом от 21.10.2013г. № 282 – ФЗ, содержится в норме части 2 статьи 8.44, в виде взысканий предусмотрено: наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

● невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, новый состав правонарушения введен Федеральным Законом от 21.10.2013г. № 282 – ФЗ, содержится в части 1 статьи 8.45, в виде взысканий предусмотрено: наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей;

● повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей, который введен Федеральным Законом от 21.10.2013 г. № 282 – ФЗ, содержится в норме части 2 статьи 8.45, в виде взысканий предусмотрено: наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от семисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Указанные составы правонарушений введены законодателем в целях охраны водных объектов от их засорения, заиления и истощения.

Кроме того меры административного воздействия не ограничиваются наложением административного штрафа, применяются меры по взысканию ущерба, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Т.Н. Юденко,
к.ю.н., начальник отдела надзора за водными ресурсами,
Департамент федеральной службы Росприроднадзора по ЦФО