Font Size

Cpanel

Коммунальщик виноват, потому что вывозит отходы

В нашей стране на самых высоких властных уровнях с завидным постоянством говорится о необходимости борьбы с коррупцией, поддержки отечественного бизнеса, ужесточения мер в отношении взяточников и т.д. Есть даже примеры разоблачения коррупционеров различного уровня. Но будут ли эти меры эффективны в целом для государства, если для разгула чиновничьего беспредела есть вполне законные основания? В статье авторами рассматривается всего лишь один пример из тысяч подобных, когда российские предприятия находятся вне закона по причине несовершенства законодательства в области обращения с отходами, образующимися у населения.

Миллионы жителей городских и сельских поселений Российской Федерации ежедневно выбрасывают в мусорные контейнеры бытовой мусор. Далее спецтехника вывозит отходы на полигоны ТБО, мусоросортировочные станции или предприятия по обезвреживанию и переработке. Вроде бы все правильно и в рамках здравого смысла. Если не вывозить мусор несколько дней и даже недель, особенно летом, то может случиться экологическая катастрофа. Но все ли тут чисто и правильно с точки зрения современного законодательства.

Мусор, вывозимый ежедневно спецтехникой из жилых массивов, в соответствии с ФККО [1] классифицируется как «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)» и имеет код «91100100 01 00 4». Последняя цифра в коде указывает на класс опасности отхода, то есть - 4. Основным документом, регулирующим обращение с отходами, является Федеральный закон Об отходах производства и потребления [2].

На все отходы I - IV класса опасности в соответствии с ч.3 ст.14 №89-ФЗ должен быть составлен паспорт - «…Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации…». И только при наличии паспорта отхода согласно с ч.1 ст. 16 [1] разрешается его транспортировка.

Согласно ст.1 [1] «паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе».

В соответствии с приказом МПР РФ №785 [3] и приказом Ростехнадзора №570 [4] паспорта выдаются по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимость получения паспортов отходов для физических лиц не установлена, а процедуры выдачи паспортов отходов для физических лиц не определена.

Теперь рассмотрим процесс вывоза отходов поэтапно.

1. Физические лица выкидывают отходы в контейнеры.

2. Обслуживанием занимаются управляющие компании (ЖЭУ, ЖЭК, ТСЖ и т.д.).

3. Специализированные организации вывозят отходы к местам размещения, использования или обезвреживания.

Возникает два вопроса:

4. Кто должен получать паспорт на отход?

5. Как вывести отходы не нарушив требования ч.1 ст.16 №89-ФЗ?

Как уже сказано выше паспорта выдаются только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Граждане не получают паспорта отходов. Более определение класса опасности отходов тоже обязательно только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч.2 ст. 14 №89-ФЗ). Но даже если бы и получали, то значит, что миллионы семей по всей России вынуждены были бы оформлять паспорта на отходы? Все понимают, что это абсурд.

Обсуживающие жилищно-эксплуатационные организации не должны получать паспорта на отходы по одной лишь причине – отходы из жилищ несортированные не являются собственностью этих организаций и образовались не в результате их деятельности. Данные предприятия только предоставляют контейнера для сбора собственникам и заключают договора на вывоз отходов.

Транспортные компании аналогично жилищно-эксплуатационным организациям не являются собственниками отходов, они образовались не в ходе их деятельности. Следовательно, на них не может лежать обязанность по оформлению паспортов на отходы, но именно они несут административную ответственность за отсутствие паспорта отхода при его перевозке. Так, вывоз отходов с территории жилых районов в места обезвреживания, использования или размещения без паспорта запрещен. Ст.8.2. КоАП [5] определяет наказание за данное правонарушение:

«Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Таким образом, все понимают, что паспорту отхода просто неоткуда взяться, но при этом перевозчик отходов ежедневно нарушает требования закона и может обоснованно попасть под административную ответственность. Как и в ранее опубликованных статьях на страницах нашего журнала [6, 7] авторы еще раз акцентируют внимание на прямой коррупционной составляющей законов. Иными словами коммунальщик виноват, потому что вывозит отходы.

Искренне надеемся, что представители законодательной власти в ближайшем будущем наведут порядок в отечественной правовой базе и предприятия не будут вне закона просто за то, что выполняют всем нужную и необходимую работу.

 

Литература

1. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 г. №786 Об утверждении федерального классификационного каталога отходов.

2. Федеральный закон Об отходах производства и потребления. От 24.06.1998 г. №89-ФЗ.

3. Приказ МПР №785 от 02.12.2002 г. Об утверждении паспорта опасного отхода.

4. Приказ Ростехнадзора №570 от15.08.2007 г. Об организации работы по паспортизации опасных отходов.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. От 30.12.2001 г. №195-ФЗ.

С. Ким, Д.А. Горнов, К.А. Коваленко, Н.В. Залевский О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.// - Экологический Вестник России. – 2011. – №12. – с. 60-63.

С. Ким, К.А. Коваленко Строитель виноват потому, что строит.// - Экологический Вестник России. – 2013. – №2. – с. 50-51.

 

Ким С.,

и.о. директора Департамента

проектно-изыскательских работ,

Коваленко К.А.,

главный инженер проектов,

ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»