Font Size

Cpanel

Государственная экологическая экспертиза: механизм защиты окружающей среды или же очередной административный барьер

    Государственной экологической экспертизе отводится значительная роль в обеспечении экологически безопасного и устойчивого развития территорий в России путем установления факта соответствия хозяйственной и иной деятельности нормам действующего природоохранного законодательства. Таким образом, она должна представлять собой один из действенных механизмов предварительного, превентивного регулирования опасной деятельности. В своем комментарии авторы, исходя из многолетнего профессионального опыта, рассматривают экологическую экспертизу с точки зрения здравого смысла при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.

    Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проводится в соответствии с [1]. Так, в п.7-7.2. ст. 11 и п.4.1. ст. 12 указанного закона указывается, что проектная документация на определенные объекты капитального строительства является объектом государственной экологической экспертизы. В ходе проведения ГЭЭ проектная документация проверяется на соответствие действующим нормам в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    На первый взгляд вроде бы все логично и направлено на сохранение и защиту окружающей среды. Однако, если разобраться в вопросе более подробно, то на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства помимо ГЭЭ необходимо проходить государственную экспертизу (ГЭ), а в ряде случаев негосударственную экспертизу (НГЭ).

    Прохождение экспертизы проектной документации регламентировано ст.49 Градостроительного Кодекса РФ [2]. В ходе проведения ГЭ или НГЭ проектной документации экспертные организации проверяют на соответствие всем действующим нормам проект. В том числе и с точки зрения охраны окружающей среды и экологической безопасности. Так, часть 5 ст. 49 Градостроительного Кодекса гласит «Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям…». Таким образом, происходит некое дублирование процессов экспертизы – сначала в ходе ГЭЭ проверяются экологические аспекты проекта, потом в ходе ГЭ (НГЭ). При этом эксперты, проводящие ГЭЭ, регулярно всем доказывают, что они проводят оценку именно природоохранной части, а при проведении ГЭ (НГЭ) проводится оценка конструктивных и технологических решений.

    На самом деле это не совсем так. Любая организация, которая проходила последовательно процесс двух видов экспертиз с уверенностью скажет, что проверяется практически одно и то же. В основном проверяют раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения) или же раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» (для линейных объектов капитального строительства). Наименования и состав разделов регламентируются Постановлением Правительства №87 [3]. При этом эксперты используют одни и те же законодательные и нормативно-правовые акты для оценки соответствия проектной документации действующим нормам.

    В принципе ситуация вроде бы не такая уж критичная, если бы не следующие моменты:

1. Сроки проведения государственной экологической экспертизы.

2. Платность проведения экспертиз.

3. Замечания экспертов.

    Рассмотрим каждый из этих вопросов отдельно.

    Сроки проведения государственной экологической экспертизы

    В соответствии с частью 4 ст. 14 №174-ФЗ и п. 16 Приказа Минприроды № [4] срок проведения государственной экологической экспертизы не может превышать 6 (шесть) месяцев. Срок проведения ГЭЭ исчисляется от момента оплаты услуг заказчиком.

    В большинстве случаев на моей практике срок проведения ГЭЭ проектной документации объектов нефтегазового комплекса равнялся указанному максимальному периоду рассмотрения. Мотивировалось это тем, что, по мнению экспертов, объекты нефтегазового комплекса являются одними из наиболее опасных для окружающей среды.

    Такие длительные сроки не могут не сказываться негативным образом на реализации различных инвестиционных проектов, особенно в области разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых.

    Платность проведения экспертиз

    В соответствии с ч.2 ст.14 №174-ФЗ ГЭЭ проводится на возмездной основе. ГЭ (НГЭ) также проводится на возмездной основе. Как было указано выше в ходе двух экспертиз проверяется практически одно и то же. Получается, что за рассмотрение одного и того же взимается плата два раза. Эксперты ГЭ (НГЭ) проверяют то, что уже ранее проверили эксперты ГЭЭ, при этом есть положительное заключение государственной экспертизы. Так может быть целесообразнее, сделать все экспертизы в один этап, как это планировалось ранее по принципу «одного окна»? Или хотя бы при прохождении ГЭ (НГЭ) уже не проверять экологические аспекты проектной документации и не взимать за это плату в случае, если ранее была проведена ГЭЭ и имеется положительное заключение. И наоборот, взимать плату и оценивать проект с точки зрения экологической безопасности только в тех случаях, если ГЭЭ не проводилась.

    Логичнее было бы включить ГЭЭ проектной документации на строительство ти реконструкцию объектов капитального строительства в ГЭ при сохранении сроков проведения ГЭ, указанных в Постановлении Правительства РФ №145 [5].

    Замечания экспертов

    При существующей картине при последовательном прохождении ГЭЭ и ГЭ (НГЭ) эксперты выставляют замечания. В моей практике были случаи, когда в проектную документацию вносились изменения по замечанию первых экспертов, а вторые считали такие решения и формулировки противоречащими действующим нормам и требовали исправить так, как они считают нужным. В итоге документация приходила в первоначальное состояние. При этом эксперты обеих инстанций ссылались на одни и те же законодательные и нормативно-правовые акты. В связи с этим возникает вопрос, что делать в такой ситуации заявителю, когда по факту у него меняется проектная документация по замечаниям экспертов. Самое интересное заключается в том, что мне попадались положительные заключения ГЭЭ и ГЭ на один и тот же объект, в которых указывались разные данные. Такая путаница происходит по причине корректировок документаций в ходе экспертиз. На фоне этого возникает вопрос, какими нормами руководствоваться в ходе строительства, пуско-наладки, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта капитального строительства, изложенными в заключениях ГЭЭ или ГЭ?

    Таким образом, в Российской Федерации давно назрела острая необходимость пересмотра ряда законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение государственной экологической экспертизы. Наиболее прогрессивным стало бы решение о наделении полномочиями по проведению ГЭЭ учреждений, ответственных за проведение ГЭ, при этом сроки проведения ГЭ и её стоимость не должны быть увеличены. Данное решение должно найти отражение в соответствующих законодательных и нормативно-правовых актах РФ. Пока же сам институт ГЭЭ в отношении проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства очень напоминает типичный бюрократический барьер, имеющий мало общего с охраной окружающей среды и не идущий на оздоровление инвестиционного климата в Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон от 23.11.1995 г. №174-ФЗ Об экологической экспертизе.

2. Градостроительный Кодекс Российской Федерации. №190-ФЗ от 29.12.2004 г.

3. Постановление Правительства Российской Федерации №87 от 16.02.2008 г.

4. Приказ Минприроды РФ №283от 30.10.2008.

5. Постановление Правительства Российской Федерации №145 от 05.03.2007 г.

  

Сергей Ким,

и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,

Константин Анатольевич Коваленко,

главный инженер проектов,

ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»