Font Size

Cpanel

Отсутствие в области аккредитации конкретной лаборатории требуемых загрязняющих веществ не может являться основанием проведения контроля выбросов расчетным методом

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа.

Письмо Минприроды России от 01.08.2019 № 12-47/18168 «Об использовании систем автоматического контроля при осуществлении ПЭК»

Программа создания системы автоматического контроля прикладывается к программе производственного экологического контроля и не является ее отдельным подразделом либо указанные сведения вносятся в программу производственного экологического контроля.

В связи с чем внесений изменений в приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» в части дополнения положениями о программе создания системы автоматического контроля не требуется.

Программы создания системы автоматического контроля утверждаются лицом, осуществляющим деятельность на объекте I категории, самостоятельно и является приложением к программе производственного экологического контроля, а не его составной частью. Отчет о реализации программы создания системы автоматического контроля предоставлять в регулирующие органы не требуется.

Также, хотя это напрямую нормативными правовыми актами не установлено, Минприроды России разъяснено, что в случае изменения технологических показателей, предусмотренных справочниками по внедрению наилучших доступных технологий, технологические нормативы также подлежат актуализации.

В связи с этим напомним, что технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, которые утверждаются нормативно-техническими документами в области охраны окружающей среды. В связи с этим требование об актуализации комплексного экологического разрешения только по факту изменения справочника оспоримо.

Письмо Росприроднадзора от 27.08.2019 № РН-03-01-32/23010 «Об осуществлении производственного экологического контроля»

Для определения необходимости включения загрязняющих веществ в план-график контроля программы ПЭК в части выбросов необходимо произвести на основании данных инвентаризации расчет рассеивания по каждому источнику выбросов.

Если по результатам расчета рассеивания на границе территории предприятия максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ превышают 0,1 ПДКм.р., то данный источник и выбрасываемые им загрязняющие вещества, превышающие 0,1 ПДКм.р. на границе территории предприятия, включаются в план-график контроля.

Письмо Росприроднадзора от 18.11.2019 № РН-03-01-31/31978 «О рассмотрении обращений»

Еще одно письмо о составлении плана-графика контроля ПЭК в части выбросов. Росприроднадзором опять же сказано, что формирование плана-графика производится на основании расчетов рассеивания и результатов нормирования выбросов.

Для контроля по составленному плану-графику используются инструментальные методы контроля выбросов. Расчетные методы контроля используются только в случаях, изложенных в п. 9.1.3 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Отсутствие в области аккредитации конкретной лаборатории требуемых загрязняющих веществ не может являться основанием проведения контроля выбросов расчетным методом.

Полагаем, что отсутствие в разумной близости от объекта в принципе лаборатории, в области аккредитации которой имеется требуемое вещество, в этом случае должно отвечать ситуации, когда юридическое лицо (ИП) не может исполнить волю законодателя.

Испытательная лаборатория, осуществляющая работы в области отбора и исследования проб атмосферного воздуха, должна иметь аттестат аккредитации - официальное подтверждение своей компетенции на государственном уровне.

Осуществление производственного экологического контроля испытательными лабораториями (центрами), не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, может квалифицироваться государственными инспекторами Росприроднадзора как невыполнение производственного экологического контроля, за что предусмотрена административная ответственность по ст.8.1 КоАП РФ.

Письмо Роспотребнадзора № 09-12133-2019-19 от 16.09.2019 «О рассмотрении обращения»

Настоящее письмо - первое, встреченное нами, упоминание о СЗЗ для группы предприятий, содержащее хоть какую-то конкретику. В письме сказано, что «согласно п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222, санитарно-защитные зоны могут устанавливаться для групп объектов». На самом деле этот пункт просто упоминает о таком явлении в контексте, куда подавать заявление, в территориальный орган или в центральный аппарат. Причем разделение идет не в части - группы предприятий или отдельные предприятия, а в части, что если группа предприятий содержит хоть один объект, требуемый к подаче в центральный аппарат, заявление подается в центральный аппарат. На этом правовое регулирование установления СЗЗ групп предприятий заканчивается.

Теперь мы знаем, что в случае, если вдруг предприятия сами между собой смогут договориться об установлении СЗЗ, что маловероятно, то заявление об установлении или изменении СЗЗ группы объектов отправляет один заявитель, предоставив доверенности на подачу этого заявления от каждого из объектов, для которых устанавливается единая СЗЗ.

Также в сводных расчетах необходимо учитывать суммацию, что тоже логично.

При этом это уже второе разъяснение Роспотребнадзора, содержащее упоминание об оценке риска безотносительно классов опасности предприятий, т. е. так, как это содержится в ППРФ № 222. И это настораживает.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2019 г. по делу № А54-8959/2018

В ходе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора Росприроднадзор запросил у Общества документы и установил, что договоры на утилизацию, заключенные в целях выполнения Обществом нормативов утилизации, являются договорами на поставку гранулята, слитков, брикетов из полимерных материалов вторичной переработки, вторичного сырья из полимеров, а не договорами на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку. Также реквизиты актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, в отчетности не указаны.

Росприроднадзор пришел к выводу о неподтверждении Обществом факта утилизации отходов от использования изготовленных им товаров, а, следовательно, Общество должно уплатить экологический сбор за все количество выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара - мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена, а также за упаковку - изделия упаковочные пластмассовые прочие, произведенную не из вторичного сырья.

Признав требования Росприроднадзора обоснованными, суд удовлетворил иск. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.

Довод кассационной жалобы о том, что Общество производило упаковочную продукцию исключительно из вторичного сырья, а, значит, в данном случае необходимо применять положения пункта 14 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (применение понижающего коэффициента при изготовлении упаковки из вторичного сырья), признан судом несостоятельным.

В данном пункте Федерального закона речь идет об упаковке товара. Произведенная Обществом упаковочная продукция является товаром, а не упаковкой товара. Расчет экологического сбора произведен Росприроднадзорм не за упаковку, а за невыполнение Обществом нормативов утилизации отходов от использования товаров - выпускаемой Обществом упаковочной продукции из полимеров этилена.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»