Font Size

Cpanel

Сведения о недобросовестных водопользователях будут внесены в специальный реестр

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования»

Водный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 36.1. «Реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования».

В реестр включается информация о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от заключения договора водопользования, а также о водопользователях, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены по решению суда по следующим основаниям:

● нецелевое использование водного объекта;

● использование с нарушением законодательства РФ, неиспользование в установленный срок).

Информация направляется в реестр:

1) в течение трех рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного решения о принудительном прекращении права пользования водным объектом;

2) в случае непредставления победителем аукциона подписанного договора водопользования в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола аукциона на право заключения договора водопользования.

Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Исключение информации из реестра производится по истечении двух лет с даты ее включения, а также по решению суда.

Порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Для физических и юридических лиц, попавших в реестр, предусмотрено отсутствие возможности заключения договора водопользования, в том числе по результатам аукциона, а также предоставление водного объекта или его части в пользование.

Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Внесены существенные изменения в области обращения с отходами. Введены как новые санкции, так и поправлены существующие статьи.

Статья 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» разбита на несколько статей. Отдельно предусмотрены штрафы за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, штрафовать за несоблюдение которых будут органы Роспотребнадзора, отдельно – за несоблюдение экологических требований, штрафовать за несоблюдение которых будут органы, осуществляющие государственный экологический надзор.

Сначала об экологических требованиях. Из общей статья 8.2 стала более конкретной. В ней выделены следующие составы правонарушений:

● Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 (куда вынесено несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства) со старыми размерами штрафов, а при размещении – размеры штрафов в разы выше.

● Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации. Штрафы по данной статье до 350 000 руб. для юридических лиц. Однако при этом нет четкого понимания, кто должен разрабатывать ПНООЛР и направлять его на утверждение. В складывающейся ситуации возможно увеличение количества штрафов по данной статье, которые в отдельных случаях придется обжаловать. Также появился отдельный штраф за превышение утвержденных лимитов.

Отдельные штрафы с максимальной суммой до 350 000 руб. для юридических лиц предусмотрены за:

● Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

● Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

● Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.

● Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.

Как упоминалось выше в статью 8.2.3 вынесены штрафы за нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.

По этой статье штрафовать будут за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства и отдельно предусмотрено наказание за несоблюдение требований при размещении отходов животноводства.

Санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами сведены в отдельную статью - статью 6.35 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления».

В ней выделены отдельно составы правонарушений за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением отходов животноводства (при этом отдельно за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением отходов животноводства) и отдельно за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства, а также отдельно за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства.

Несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, из статьи 8.2 выведено в отдельную статью (ст. 8.2.1 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой»).

Обращение с «иными опасными веществами» также выведено в отдельную статью (статья 8.2.2. «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов»). Как мы видим из названия статьи 8.2.2, теперь конкретнее прописано, что это за опасные вещества. Роспотребнадзор уполномочен вести реестр потенциально опасных веществ, полагаем, действие статьи будет распространяться на вещества, входящие в данный реестр.

Отдельные размеры штрафов по всем вышеперечисленным статьям предусмотрены за повторное совершение правонарушения, а также за совершение такого же правонарушения, но повлекшего причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если оговоренные в статьях действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Кроме этого появились отдельные статьи за нарушения при реализации расширенной ответственности производителя (РОП).

Это отдельная статья, содержащая штрафы за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (статья 8.5.1). Предусмотрены различные размеры штрафов для:

● непредоставления или несвоевременного предоставления отчетности или декларации (для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.);

● предоставления отчетности или декларации в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения (для юридических лиц в этом случае размер штрафа рассчитывается как двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее 250 000 руб.).

И отдельная статья со штрафами за неуплату в установленные сроки экологического сбора (статья 8.41.1). Размер штрафа здесь также рассчитывается на основании суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров (для юридических лиц в этом случае размер штрафа рассчитывается как трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее 500 000 руб.).

Статья 8.7. «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» дополнена пунктами, предусматривающими наказание за:

● Неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов (ОРО) и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации ОРО.

● Применение ТКО для рекультивации земель и карьеров.

Попутно в два раза увеличены штрафы за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»