Font Size

Cpanel

В установленные ставки экологического сбора внесены правки: в название и текст постановления Правительства РФ введена упаковка товаров

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1293 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284»

Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».

Внесенные правки направлены на приведение в соответствие с действующим законодательством. В том числе, в название и текст постановления введена упаковка товаров.

Также изложены в новой редакции отдельные позиции. В основном изменения касаются названий групп. Причем названия отдельных групп изменены на более удачные. Например, группа «Услуги по изданию газет» заменена группой «Издательская продукция печатная». Ставки, на первый взгляд, кажутся неизмененными. Однако, при необходимости, стоит сравнить размеры ставок с ранее действовавшими по конкретным позициям.

На большее число групп разбиты отходы бумаги и картона, но при этом ставка для всех групп установлена одинаковая, неизмененная по сравнению с установленной ранее.

В части отходов пластмассовых изделий добавлена группа «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые», ставка за которую соответствует ставке за отходы группы «Изделия пластмассовые строительные».

Изделия из стекла пополнены группами «Зеркала стеклянные» и «Изделия из стекла изолирующие многослойные», ставка за которые соответствует ставке за отходы группы «Стекло листовое гнутое и обработанное».

Тара металлическая легкая разделена на две группы по составу материалов: из черных металлов и из алюминия. К каждой из этих групп добавлены укупорочные средства из этого же вида металлов.

Аккумуляторы пополнены группой «Элементы первичные и батареи первичных элементов».

Добавлены группы «Провода и кабели электронные и электрические прочие» и «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания».

Исключены группы: «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» и «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности».

Кроме того, добавлены следующие группы с соответствующими ставками экологического сбора по упаковке:

Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»;

Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»;

Группа № 49 «Упаковка полимерная»;

Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»;

Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»;

Группа № 52 «Упаковка стеклянная»;

Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»;

Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов».

Приказ Федеральной службы государственной статистики № 661 от 08.11.2018 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха»

Утверждена новая годовая форма статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению. Форма вводится в действие с отчета за 2018 год.

Обращаем отдельное внимание, что сбор и обработка данных по форме теперь производится не Росстатом, а Росприроднадзором.

Срок подачи остался тот же - 22 января после отчетного периода.

Сама форма также мало поменялась. Только разделы формы заполняются теперь отдельно по каждому эксплуатируемому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (ОНВ). В специально отведенном месте каждого раздела формы респондентом проставляется код ОНВ, присвоенный ему при постановке на государственный учет.

Предоставляется форма в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета ОНВ, имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.

В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета ОНВ.

Отдельно отмечено, что форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме не предоставляется.

Отчетная форма предоставляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, через веб-портал приема отчетности Росприроднадзором («Личный кабинет»). Росприроднадзор и его территориальные органы на своих официальных сайтах в разделе «Электронные сервисы» обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления формы, которые будут доступны респондентам на безвозмездной основе.

Отдельные категории природопользователей, в зависимости от их штатной численности, могут посылать отчет по форме на бумажном носителе, но с некоторыми оговорками.

В случае если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период составила от 25 до 99 человек, то при отсутствии у респондента электронной подписи форма может быть предоставлена на бумажном носителе с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов.

В случае если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период не превышает 24 человек, то при отсутствии у респондента технической возможности подключения к интернету форма предоставляется на бумажном носителе.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 02.11.2018 №299 «Об утверждении порядка выдачи решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» (не утвержден)

Утвержденный Роспотребнадзором Порядок официально опубликован не был, на регистрацию в Минюст России не подавался. Пока его можно изучить для понимания позиции Роспотребнадзора.

Определен порядок выдачи решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

Рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) предоставленных заявителем документов для выдачи решения осуществляется в срок 15 рабочих дней со дня получения заявления. Срок переоформления решения – 7 рабочих дней.

Сам рассматриваемый Приказ полностью соответствует постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – ПП РФ № 222). При этом требования Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ о наличии в решении сведений о возмещении убытков, причиненных установлением такой зоны, в том числе сроке выплаты убытков отсутствуют, несмотря на то, что сам закон в Порядке упоминается.

Подробнейшим образом расписано содержание каждого раздела проекта СЗЗ. При несоответствии проекта требованиям к содержанию, установленным данным порядком, будет приниматься отказ в выдаче решения.

Прописаны четкие требования к содержанию разделов, к картографическому материалу (в том числе к масштабам карт, необходимости заверения карт органами местного самоуправления).

Радует, что требование о предоставлении карты (плана) объекта землеустройства, оформленной в отношении границ санитарно-защитной зоны объекта, или группы объектов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» в Порядке отсутствует, несмотря на то, что в проекте постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п. 3.3) оно содержалось.

Видимо, Роспотребнадзор увидел все-таки, что СЗЗ из объектов землеустройства исключены и требовать разработку карты (плана) объекта землеустройства в отношении них незаконно.

Разделы по оценке воздействия деятельности объекта в области водопотребления и водоотведения, а также обращения с отходами отсутствуют. Воздействие оценивается только по фактору воздействия на атмосферный воздух: химического, физического и биологического.

Для кладбищ, скотомогильников и других аналогичных объектов дополнительно к приведенным факторам воздействия приводятся результаты гидрогеологических изысканий, расчетные максимальные концентрации биологических агентов в подземных водах и почве.

Тем, кто работает в области разработки и согласования проектов СЗЗ требования Роспотребнадзора известны (собранные по крупицам из различных нормативных правовых актов, писем Роспотребнадзора). Теперь они собраны в одном документе, но все равно их следует тщательно изучить. Как, например, ранее не устанавливалась необходимость предоставлять в составе проекта именно карты-схемы распространения физических факторов воздействия.

Четко сформулирован перечень приводимых данных раздела «Описание границ СЗЗ объекта». Он должен содержать информацию о размере СЗЗ по всем направлениям (на каком расстоянии от контуров земельных участков (объектов) проходит граница СЗЗ), длина (периметр) СЗЗ, ее площадь, баланс территорий различного назначения в границах СЗЗ (тип каждой территории и ее общая площадь), наличие/отсутствие территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в границах СЗЗ, рекомендации по использовании территории СЗЗ, обоснование возможности использования земельных участков в границах СЗЗ в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В отношении объектов проведения оценки риска для здоровья населения уточнения по классам опасности объектов, для которых он требуется, не введено.

В качестве оснований для отказа в принятии решения, кроме прочего, приводится отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) на проект СЗЗ. Отсюда вытекает, что между процедурой получения экспертного заключения на проект и процедурой направления заявления и документов для установления, изменения СЗЗ, заявитель должен пройти процедуру получения СЭЗ на проект СЗЗ, что также, как минимум, спорно и этому будет посвящен отдельный анализ данной правовой ситуации, который выполнит компания ЭКОТИМ.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»